Содержание
Уход
Так как шарниры сделаны из металла, то и уход за ними должен быть соответствующим.
Крепежи ослабевают, если они установлены без определенных усилий
Механизм работает на срез и разрывное усилие – это обстоятельство тоже следует принять во внимание
Монтажная схема
Перечень советов и рекомендаций:
во время эксплуатации нужно обращать внимание на все образовавшиеся дефекты;
следует обслуживать с периодичностью, указанной в инструкции;
нельзя надолго оставлять полотна открытыми либо закрытыми: так шарниры не работают и начинают быстро коррозировать;
в идеале будет установка опоры под каждую створку, чтобы эксплуатационный срок был продлен. Одновременно нагрузка на петли будет уменьшена;
механизмы требуется периодически чистить от старого масла и смазочных материалов.
Установка на деревянную конструкцию
Немаловажно подобрать нужную конструкцию элемента. Это обеспечит надежность при эксплуатации, удобство при обслуживании, простоту установки и плавное открывание
При выборе стоит учитывать удерживаемую нагрузку на элементы. Правильный выбор и грамотная установка зависят только от продуманного решения потребителя.
Выбор петель
При выборе петель следует учитывать такие параметры, как:
- вид петли. Для ворот с разными техническим параметрами (массой, материалом изготовления и так далее) применяются различные виды фурнитуры. Правильный подбор может существенно отразится на работе ворот и долговечности фурнитуры;
- размеры петель. Параметр определяется в зависимости от веса створок ворот.
Разновидности петель
На распашные ворота могут быть установлены следующие виды петель:
цилиндрические петли. Работа фурнитуры основана на вращении подшипника, расположенного в металлическом корпусе. Петли цилиндрические можно установить на ворота, изготовленные из разных материалов, в том числе и ворота из профнастила, но нагрузка на одну петлю не должна составлять более 400 кг;
Цилиндрическая петля с опорным подшипником
цилиндрические усиленные петли. В отличие от предыдущего вида могут быть установлены на массивные металлические ворота, так как максимальная нагрузка увеличена до 600 кг. Усиление достигнуто путем добавления пластин, при помощи которых производится фиксация устройства. Усиленные петли оптимально подходят для гаражных ворот и ворот, отделяющих промышленные территории, так как отличаются и высоким уровнем надежности;
Петля с опорными планками для фиксации
шарнирные петли. Являются наиболее распространенным видом и преимущественно устанавливаются на ворота дачных и загородных владений. Принцип работы основан на вращении металлического шарика. К достоинствам данного вида можно отнести простоту конструкции фурнитуры, что обуславливает длительность ее использования и невысокую стоимость;
Петля для распашных ворот с опорным шариком
сквозные или навесные петли. Отличительной особенностью такого вида является возможность выполнения монтажных работ без сварки. Однако минимальная нагрузка на петлю (не более 200 кг) значительно снижает возможности ее использования;
Навесные петли на распашные ворота
Навесные петли могут изготавливаться методами штамповки и ковки. Кованые изделия отличаются более эстетичным видом и высокой стоимостью.
трехсекционные петли. Еще один вид фурнитуры, для монтажа которого не требуется сварочный аппарат. Изделия такого вида устойчивы к перепадам температуры, атмосферным осадкам и иным негативным факторам. Кроме этого ворота распашные на петлях данного вида плавно и бесшумно открываются и закрываются.
Бесшумная фурнитура для ворот
Все петли для распашных ворот можно также разделить на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые позволяют устранить некоторые огрехи монтажных работ и небольшое провисание, но стоимость такой фурнитуры значительно выше.
Усиленная цилиндрическая петля с возможностью регулировки
Подбор размеров петли
Каждая петля рассчитана производителем на определенные параметры, которые должны быть указаны в технической документации к элементу фурнитуры ворот.
При определении размеров, например, шарнирной петли, рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
- для ворот, изготовленных из легких материалов, таких как профнастил, подойдут петли диаметром 25 мм. При этом достаточно 1 шарикоподшипника;
- для ворот средней массы, например, изготовленных из стали толщиной до 2 – 3 мм, необходимо использовать петли диаметра 35 мм и более. При этом количество шариков существенного значения не имеет;
- для массивных конструкций приобретаются петли более 35 мм и с 2 – 3 шарикоподшипниками.
При выборе размеров фурнитуры рекомендуется воспользоваться помощью продавцов-консультантов, обладающих большей информацией, чем обычный пользователь.
Выбор механизма
Основные виды гаражных петель
Стремительный технический процесс затрагивает многие аспекты нашей жизни, и даже петли для деревянных ворот (как и металлических) не являются исключением. Если раньше фурнитура для гаражных дверей была очень простой и однообразной, то сегодня можно найти множество видов различных петель, которые отличаются своими особенностями и достоинствами.
В таблице представлены основные виды.
Шарнирные петли. В середине изделия, выполненного из стали, находится шарик, благодаря которому и осуществляется движение петли. Более подробно данный вид будет рассмотрен ниже. |
Цилиндрические. Также эта фурнитура называется петлями с подшипником. Она крепится к специальной опоре посредством сварки металлов. Ввиду особенностей конструкции и крепления на воротах, цилиндрические петли с опорным подшипником хорошо подходят лишь для распашных ворот с небольшой массой – суммарная нагрузка не должна быть более 400 килограмм на каждую петлю. В противном случае высока вероятность поломки. |
Цилиндрические усиленные. Эти приварные петли являются улучшенным вариантов рассмотренных ранее петель – они отличаются более усовершенствованной структурой и оптимальным распределением нагрузки. Максимальная масса, которую может держать одна такая петля без каких-либо последствий составляет порядка 600 килограмм, поэтому усиленные цилиндрические петли можно использовать для монтажа тяжелых ворот. |
Сквозные. В том случае, если петли для гаражных ворот по определенным причинам нельзя установить путем сварки или привинчивания к поверхности, используются петли сквозного типа. Для установки такой фурнитуры в конструкции ворот высверливаются на всю длину монтажные колонны, в которые продевается часть петли. После этого она прочно закрепляется при помощи гаек подходящего размера. Из-за такой схемы крепления сквозные гаражные петли рассчитаны на нагрузку не более 200 килограмм. |
Накладные. Это наиболее востребованные среди владельцев гаражей петли для ворот, которые получили такую популярность благодаря своей высокой надежности, прочности и износостойкости. Еще одно достоинство накладных петель – полное отсутствие скрипа при открывании и закрывании створок. Такая фурнитура полностью берет на себя нагрузку от дверных створок и не дает им провисать. Также накладные петли еще и взломостойкие. |
Кованые. Это старинный вид гаражных петель, который появился на свет многие столетия назад и применялся для удержания створок деревянных ворот. Несмотря на это, петли кованого типа часто используются и сейчас, в том числе и для создания дизайнерских решений. Некоторые современные модели кованых петель ничуть не уступают другим. |
Какие петли на ворота выбрать из такого разнообразия? Если у вас уже плывет перед глазами от широкого ассортимента современных магазинов, читайте дальше, чтобы узнать правила выбора.
Почему шарнирные петли так хороши
Нельзя не отметить тот факт, что шарнирные воротные петли отличаются высокой популярностью. Она во многом обусловлена многочисленными достоинствами таких петель, которые приведены ниже:
- Легкость, плавность и бесшумность поворота при условии регулярного смазывания.
- Шарнирные петли для металлических ворот обладают высокой стойкостью ко взлому.
- Способность выдерживать большую нагрузку, особенно у петель с большим шарниром.
- Отсутствие вероятность самопроизвольного закрывания и открывания (при условии правильной установки ворот для гаража в вертикальной плоскости).
Указанные выше положительные качества позволяют устанавливать шарнирные петли на ворота из профнастила. Так, шарниры, которые устанавливаются внутри петель, изготавливаются из прочных и надежных металлов с достойными эксплуатационными характеристиками. Благодаря этому увеличивается не только возможная нагрузка на петли со стороны тяжелых дверных створок ворот, но и продолжительность их службы.
Цилиндрические гаражные петли разных размеров
Важно правильно подобрать количество и параметры шарниров, исходя из массы двери ворот, например:
- Для легкой калитки из профнастила достаточно одного шарнира на петлю с диаметром 25 мм.
- Для стандартной воротной двери придется выбирать петли с шарнирами диаметром от 35 мм.
- В случае, если планируется установить массивную гаражную дверь, необходимо увеличивать не только диаметр шарнира, но и количество таких шариков в одной петли (до 2-3 штук на створку).
Технология приварки петель
Прежде чем рассказать о том, как варить петли на ворота, стоит подробнее остановиться на условиях, необходимых для их нормальной работы.
Даже если нагрузка рассчитана верно, петли могут не справиться с ней, если их положение будет хоть немного отклоняться от вертикали. Они быстро выйдут из строя. И второй момент: между корпусом петли и опорным столбом должен оставаться небольшой зазор в 1-2 мм, чтобы металлические части столба и ответной части навеса не соприкасались и не терлись друг о друга. Такую же щель нужно оставлять и со стороны створки.
Видео описание
Чтобы понять, о чем идет речь, посмотрите видео
Нюансы установки на опоры разного сечения
Опорные столбы, на которые навешиваются створки, могут быть круглого, квадратного или, реже, прямоугольного сечения. Есть разница между тем, как правильно приварить петли на ворота к круглым столбам или опорам из профильных труб.
Если профильная труба имеет ровные грани без изгибов и искривлений, то справиться с задачей, как правильно приварить петли на ворота к квадратным столбам, будет легко. Они устанавливаются на наружную плоскость опоры.
Навес с пластинами на квадратном столбеИсточник distroy.ru
В случае с опорой круглого сечения нужно сначала решить, в какую сторону будут открываться створки. Затем находят самую выступающую линию (середину столба относительно проема) и отступают от неё на несколько миллиметров наружу – в сторону распахивания. Достаточно 5-6 мм, чтобы калитка или створка ворот плавно и без рывков ходила вокруг оси навеса. Так как приварить петли на ворота к круглым столбам сложнее, чем к квадратным, здесь нужно быть особенно аккуратным и внимательным, выдерживая одинаковый размер отступа для всех петель.
Установочные и сварочные работы
Опытные сварщики рекомендуют сначала приварить навесы к створкам, уложив их на ровную горизонтальную поверхность. К ним приваривают половинку в виде полого цилиндра, а к опорам впоследствии – ответную часть со штырем (штырем вверх). От верхнего и нижнего края отступают примерно на 15 см.
Каркас калитки с приваренными петлямиИсточник www.chipmaker.ru
Затем створку с приваренными навесами устанавливают в проем на подставки, обеспечивающие нужное расстояние до земли, и жестко фиксируют струбцинами, клещами и другими приспособлениями. Делают это так, чтобы она стояла строго вертикально, а между ней и опорой оставался зазор в 5 мм или около того. Для этого пользуются лазерным уровнем или отвесом, а между элементами вставляют проставки нужной толщины.
Другие мастера предпочитают сначала выставить калитку, а затем приваривать петли и к ней, и к столбу. Большой разницы нет, каждый делает так, как ему удобно.
Другой вариант – при изготовлении створок делать верхние и нижние ребра каркаса цельными и разрезать их после навешивания на петлиИсточник sqezo.ru
Теперь о том, как правильно приварить навесы на ворота. Последовательность работ выглядит так:
- вокруг петель сверху и снизу оборачивают и закручивают проволоку толщиной 1,5-2,5 мм для образования зазора между ней и плоскостью сварки. Можно подкладывать спички или другие подходящие по толщине предметы, но они выпадают, смещаются или ломаются, что очень неудобно;
- на опорах размечают места крепления навесов и прикладывают к ним ровный длинный брусок или профильную трубу. Закрепляют её по уровню, обеспечив вертикальное положение.
Видео описание
Как это выглядит, смотрите в этом видео:
петли с накрученной проволокой прижимают к бруску и к столбу и тоже фиксируют в вертикальном положении;
петли прихватывают сваркой к опорам в 2-3 точках;
точно так же прихватывают вторую (верхнюю) часть петель к каркасу или полотну створок;
когда прихватки застынут, ворота проверяют на открывание – они должны распахиваться на 180 градусов, не заедая и не перекашиваясь;
если все в порядке, створки снова закрывают, фиксируют и приваривают петли на чистовую сплошным швом снизу вверх;
остывшие швы очищают молотком от окалины и шлифуют болгаркой, чтобы придать более эстетичный вид
Но эту работу нужно выполнять осторожно, чтобы не повредить стык.. После окрашивания отшлифованные стыки станут практически незаметнымиИсточник i.ytimg.com
После окрашивания отшлифованные стыки станут практически незаметнымиИсточник i.ytimg.com
Не стоит открывать ворота, пока сварные швы полностью не остынут и не наберут прочность.
Навесить металлические ворота можно и на другие навесы, которые крепятся винтами или гайками. Но сварной способ более надежный и долговечный, особенно если знать, как правильно приварить петли на ворота и четко выполнять все требования, касающиеся технологии их монтажа.
Петли для калитки из дерева
Купить понравившуюся деревянную калитку можно недорого и на любом строительном рынке.
Пример оформления кованых петель для деревянной калитки
Многие поставщики занимаются изготовлением ворот или калиток на заказ. Тем, кто может похвастать наличием даже небольшого опыта в строительных работах, не составит труда сделать простую конструкцию своими руками.
При наличии калитки, остается подобрать к ней подходящие по характеристикам и размерам петли. Правильно выбранное крепление обеспечит створке идеальную «посадку» и полноценное многолетнее функционирование. Для небольшой калитки из дерева, наиболее подходящий способ фиксации петель – это монтаж дверцы на саморезы.
Монтаж петель на саморезы
По своему принципу, данный метод крепления петель похож на установку межкомнатных дверей. Однако для монтажа калитки, комплектующие должны быть именно калиточные или для ворот. При выборе этого типа фиксации, петли присоединяются к торцу калитки, обеспечивая конструкции дополнительную устойчивость, и улучшая ее внешние показатели.
Этапы монтажа калитки из дерева:
- Используя саморезы по дереву, калиточную петлю следует прикрепить к фасаду створки в размеченных местах. Для большей надежности на 1 калитку желательно использовать не менее 3 петель.
Крепление петель к калитке саморезами
Конструкцию с прикрепленными петлями необходимо положить на ровную поверхность (на землю) вместе со столбами. При этом нужно позаботиться о том, чтобы полотно изделия не повредилось. Под калитку и столбы лучше всего подложить подкладку из пиломатериалов, например, кусок фанеры или ДСП.
Если есть необходимость, на опорном столбе подготавливают места под петли. Для этого делаются надрезы. Такую работу удобно делать молотком и стамеской.
В ямы, заранее подготовленные под опоры, устанавливаются сваи с обозначенными разметкой точками крепления. Нижние концы каждого столба следует обработать антисептиком и обернуть в рубероид. Столбы должны быть закреплены по строгой вертикали, которая проверяется строительным уровнем.
Пример установленных столбов для калитки из дерева
При помощи саморезов калитка крепится на укрепленные сваи.
Для опорных столбов следует делать яму глубиной не менее 120 см. На дне яме обязательно должна быть утрамбованная подушка из песка (15 см в высоту). Столбы можно забутовать или забетонировать. Такой метод их установки избавит конструкцию от усадки, чреватой переносом петель.
Классификация изделий согласно ГОСТу
Так как разновидностей петель очень много и производители стараются изготавливать их максимально функциональными, качественными, долговечными и надёжными принято проводить классификацию, согласно которой они и будут разделяться на определённые группы. Таким образом, подобрать подходящую именно для вас будет гораздо проще и выбор будет проделан качественней.
Согласно стандартам ГОСТ, петли для распашных ворот могут быть таких разновидностей:
- Цилиндрические с опорным подшипником.
- Цилиндрические с усиленной конструкцией.
- Петли для ворот и калиток сквозные.
- Петли с возможность потайной установки.
- Трехсекционные накладные петли на ворота.
Далее, мы рассмотрим каждую из этих разновидностей более подробно, чтобы вы точно понимали, что каждая из разновидностей, из себя представляет и каким особенностями и преимуществами обладает.
Цилиндрические с опорным подшипником
Такая разновидность подвес имеет саму стандартную форму и внешний вид. Они напоминают цилиндр, который состоит из двух частей, на одной имеется штырь, а на другой отверстие куда этот штырь устанавливается. Но конструкция у них модифицирована шариком подшипника.
Цилиндрические с подшибником: применяются для легких металлических створок, весом не более 400 кг. Петли крепятся при помощи сварки
На той части где отверстие, внутри установлен шариковый подшипник, который позволяет завесе более плавно работать при существенно большей нагрузке на них. Очень часто, с противоположной стороны подшипника делают отверстие, которые закрывается специальной заглушкой. Открыв его, вы сможете легко смазать подшипник и улучшить ход завесы.
Для ворот лучшим вариантом использования будут петли с подшипниками в количестве четырех штук и более для плавного открытия и закрытия.
Очень часто встречаются подшипниковые петли, в которых подшипник расположен не внутри, а между двумя частями петли. Таким образом, получается, что они обе отлично скользят по нему и существенно облегчают процесс открывания или закрывания створки ворот.
Усиленные модели для ворот
Усиленными они считаются из-за того, что могут выдержать существенно большую нагрузку нежели обычные, благодаря использованию более прочного металла. Также большая нагрузка возможна благодаря тому, что стенки и стержень гораздо толще, благодаря чему существенно увеличивается несущая способность и максимально возможная нагрузка на каждую петлю.
Если усиленная петля оснащена подшипником, то шарики используются со специальной маркировкой, которая показывает их повышенную износостойкость и максимально давление которое на них можно производить гораздо выше чем у простых подшипников. Так, на таких шариковых подшипниках возможно оборачивать очень увесистые ворота без особого труда.
Сквозные завесы
Сквозными они называются потому что сквозь них проходит стержень, который входит в одного края и немного выступает на втором. Самая простая разновидность таких петель состоит из трёх элементов: штырь для соединения двух половинок, правая и левая петля.
Сквозная петли: выдерживает незначительеы веса от 100 до 200кг.
Петли собираются по типу конструктора, на одной расположена одна петля, на второй две, сквозь которые и проходит стержень надёжно соединяя их. Также можно встретить разновидности с наличием не трёх, а четырёх, пяти, шести и более элементов на каждой из частей петли.
Для того чтобы разобрать такую петлю было непросто или вовсе невозможно, на нижнем конце устанавливают специальную заглушку, которая препятствует выниманию штыря. Чаще всего она приваривается, реже прикручивается. Если такого элемента в конструкции не предусмотрено, то сверху над штырём приваривают ограничитель, которые будет защищать его от вынимания.
Потайные петли
Обладают такие завесы особой конструкцией, которая позволяет их легко спрятать и закрыть от глаз, когда ворота находятся в закрытом положении. Чаще всего сама петля прячется в раме створки, а крепится к торцевой части опорных столбов и к самой реме, только изнутри. Преимуществом таких завес является то, что их очень сложно обнаружить и практически нереально снять или обрезать без специального инструмента.
Навесы для ворот техсекционного типа наиболее востребованы в случае большой массы створок.
Трехсекционные промышленные
Похожи по конструкции на сквозные, но больше относятся к цилиндрическим. Средняя часть таких петель оснащена двумя штырями которые направлены в противоположные стороны. С обеих сторон на них надеваются пустые цилиндры и привариваются к столбам, после чего снять такую петлю без обрезания никак невозможно.
Особенности и типы шарниров для ворот гаража
Несмотря на большую популярность откатных ворот, достаточно широко используются и распашные конструкции для установки в гаражных проемах. В первую очередь это объясняется тем, что цена таких устройств меньше и их значительно проще установить самостоятельно.
При изготовлении ворот могут использоваться различные материалы:
- Металл.
- Древесина (см. Деревянные ворота для гаража своими руками: как сделать правильно).
- Профилированный лист.
- Разные отделочные панели.
От этого зависит и способ монтажа петель для установки полотен.
Это может быть:
- Приварка к металлическим конструкциям.
- Прикручивание болтами.
- Крепление саморезами для металла.
- Фиксация саморезами для деревянных конструкций.
По рабочему механизму гаражные шарниры классифицируются как:
Петли гаражные с шариком. Такая конструкция обеспечивает надежность и удобство при эксплуатации. Для их изготовления берется высокопрочная сталь с антикоррозионной обработкой. При установке таких петель обеспечивается:
- легкость поворота ворот;
- бесшумность;
- наличие гарантированного зазора.
Петли гаражные с подшипником. Основными преимуществами таких шарниров являются:
- надежное крепление ворот с большим весом;
- легкое вращение обеспечивается наличием подшипника;
- для изготовления используется высококачественная инструментальная сталь;
- они легко привариваются к металлу сварочным полуавтоматом;
- широкий диапазон размеров;
- возможность изготовления шарниров под специальный заказ длиной до одного метра и диаметром до 50 миллиметров.
- Накладные или трехсекционные. Основная масса ворот воспринимается шарнирами и не дает конструкции провисать. Эти петли обеспечивают тихое и плавное скольжение, что не создает шума при эксплуатации. Створки ворот с такими шарнирами снять с петель невозможно.
- Сквозные. Для фиксации петли следует просверлить отверстие в опорной колонне и закрепить ее гайками нужного размера. Изготавливается левосторонней или правосторонней, выдерживает массу ворот до 200 килограмм.
- Потайные. При монтаже они обеспечивают:
- подвижность створок;
- надежность их крепления к каркасу проема;
- предотвращение непроизвольного разъединения створок;
- долгий срок эксплуатации.
Петли потайные гаражные
При выборе шарниров для распашных ворот следует учитывать габариты последних и вес: если петли недостаточно прочные, они быстро выйдут из строя.
Оптимальные размеры шарниров с подшипником для металлических стандартных ворот составляют:
- Диаметр 20 мм.
- Длина 180 мм.
Иногда приходится ставить усиленные шарниры для ворот, как показано на фото.
Надежные шарниры для ворот
При монтаже они должны обеспечивать воротам:
- Бесшумность при открывании.
- Не допускать провисания полотен.
- Легкость поворота. Это подвижный элемент, который требует смазки и особого обслуживания в зимний период, для чего в нем имеется специальное отверстия для смазки.
- Длительный срок эксплуатации.
- Стойкость к взлому.
- Требуемую ширину распахивания, для обеспечения въезда в гараж автомобиля любых размеров. Особенно это относится к внутреннему варианту монтажа петель.
- Эстетичность конструкции.
Всеми этими качествами и повышенной стойкостью обладают гаражные петли с подшипником.
По форме шарниры могут быть:
Цилиндрическими, самые распространенные. Перед монтажом к ним привариваются для крепежа металлические пластины или «ушки».
Приварка «ушек» к цилиндрическим шарнирам
- Квадратные, изготовленные из квадратного профиля.
- Шестигранные.
- Петля-стрела для ворот.
Петля-стрела для гаражных ворот
Габариты и вес ворот влияют на конструкцию петель и их количество, которое может быть для одной створки от двух до четырех.