Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы

По какой причине сорваны грани шурупа

Существует несколько негативных факторов, объясняющих, почему головка не откручивается:

  • коррозия металла, в результате нарушается структура материала, он теряет свойства, становится менее прочным, крошится, это приводит к тому, что мастер во время выполнения ремонта не сможет произвести демонтаж, выкручивая ржавый крепеж;
  • шуруп имеет свойство прокручиваться, если он был установлен в конструкцию из неподходящего материала.

Проблема, как выкрутить винт, возникает при нарушении правил использования инструмента.

Проблема возникает при нарушении правил использования инструмента

Крестовая отвертка

Вероятные причины повреждения крепежа:

  • низкое качество инструмента: слишком мягкий металл, что способствует постоянному выскальзыванию отвертки, острые грани затупились вследствие износа, это также не позволяет прочно зафиксировать винт в шлице, кроме того, инструмент может быть неправильно подобран для такой работы (не соответствует размеру головки);
  • слабые усилия в процессе выкручивания крепежа, при этом отвертка не удерживается в шлице, постоянно соскальзывает, в результате головка деформируется, по этой причине ее называют «слизанной»;
  • на этапе монтажа крепеж был установлен в конструкцию из материала, который не соответствует шурупам, из-за этого он прокручивается, с помощью отвертки не получится вытащить такие метизы.

Инструмент может быть неправильно подобран для такой работы

Бита шуруповёрта

Распространенной проблемой применения электроинструмента является неправильный выбор скорости его работы. Чтобы высверлить крепеж, прикладывают умеренные усилия. Продолжительность работы шуруповерта должна быть короткой. Если интенсивно сверлить шуруп, шлиц деформируется. В результате придется дополнительно решать вопрос, как открутить шуруп с поврежденной головкой, что увеличит срок выполнения работы.

Если интенсивно сверлить шуруп, шлиц деформируется

Как открутить внутренний шестигранник с сорванными гранями

Чтобы открутить болтовое соединение со сквозным отверстием, можно воспользоваться надфилем. С его помощью шестигранный метиз растачивается под следующий размер и выкручивается ключом.

Вторым способом является использование торкса. Им можно пробить новые шлицы, и использовать шестигранный метиз повторно, но откручивать впоследствии его можно будет только звездочкой торкс.

Звездочки торкс

Помимо этого, перед тем, как открутить сорванный шестигранник, можно пропилить внутреннюю ось шестигранного крепежа под отвертку, и открутить. При этом способе не всегда удобно подобраться к крепежу, иногда его расположение не позволяет использовать отвертку.

Какие существуют варианты открутить прикипевшую гайку

Способы откручивания гайки можно разделить по трём вариантам воздействия:

  1. Механический. Ясно, что для откручивания необходимо применить усилие, используя рычаг, либо разрушить окисел, образовавшийся на резьбе, ударным воздействием. Сюда же относится и вариант с использованием зубила и молотка.
  2. Физический. Используем свойства металла расширяться и сужаться под воздействием перепада температур.
  3. Химический. Речь о применении различных кислот.

ФОТО: auto.orsk.ruК сожалению, подобной гайке уже помочь никак не удастся, а так хотелось…

Попробуем разобрать методы более подробно.

Возможные трудности

Понять, что с болтом будут проблемы, можно ещё до начала работ или же в непосредственном их начале. В некоторых случаях понимание того, почему крепёж не выкручивается, прямо указывает на оптимальный способ решения проблемы, поэтому стоит внимательнее изучить «анатомию катастрофы». Вот несколько примеров того, почему нам придется повозиться с шурупом:

  • на поверхности крепежа видна ржавчина, есть характерные рыжие потёки вокруг головки – заржавевший шуруп почти всегда оказывается прикипевшим, а в итоге часто является ещё и «слизанным», потому что у ослабленного изделия грани быстро становятся сорванными под грубым воздействием отвёртки;
  • сломанная или раздолбанная головка – если крестовина сорвана, и вместо четырёхугольного имеет треугольное или вообще бесформенное отверстие, подобрать для неё отвёртку будет сложно;
  • основание, в которое вкручен крепёж, подвергалось деформации: дерево могло разбухнуть от влажности, а металл сплюснуться под давлением – тогда резьба плотно зажата, и каркас просто так не выпустит болт;
  • соединённые детали смещены относительно первоначального положения – это особенно актуально в случае с крупными изделиями, которые просто не получится заново выровнять так, как положено, а тем временем тяжёлые детали создают повышенную нагрузку на саморез.

Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев беда не приходит одна – тот же ржавый шуруп опасен и прикипанием, и срывом крестовины. Хуже всего, если крепление ещё и размещено в труднодоступном месте, к которому толком не подберёшься.

Разновидности шурупов

Начнем с того, шуруп – это цилиндрический стержень со специальной головкой, на который наноситься винтовая канавка. Производятся шурупы по целому ряду нормативных документов, среди которых ГОСТ 1144-80, ГОСТ 1145-80 и т. д.

Шуруп

Вместе с тем, есть два основных вида метизов – это:

  • классические шурупы;
  • самонарезающие (также известные как саморезы).

Резьба саморезов по металлу и дереву Для обозначения в данном случае используются диаметр и длина шурупа (к примеру, изделие диаметром 5 мм и длиной 3,5 см будет обозначаться как 5х35 мм). Помимо того, метизы могут классифицироваться по форме шлица и особенностям самой головки:

  • с плоской (потайной) головкой;
  • с такой же, но уменьшенного типа;
  • с прессшайбой;
  • с головкой полусферической формы.

Виды головок шурупов Все эти разновидности производятся с крестообразным шлицем, с прямым (плоским) и со шлицем Torx (последний еще известен как «звездочка»), а также с внутренним шестигранником и прочими, менее популярными вариантами. Еще существуют саморезы с головкой шести- и восьмигранной формы (кровельные), которые также изготавливаются с разными шлицами.

Полезные рекомендации

Работу по извлечению старого болта с сорванной резьбой можно упростить с помощью следующих процедур:

  • если на объекте изнаночная сторона находится в свободном доступе, винт можно выстучать или выкрутить изнутри;
  • перед тем, как начать пользоваться инструментом, следует убедиться, что крепеж имеет правильную резьбу – некоторые болты имеют заводской брак, выкрутить их можно только против часовой стрелки;
  • если в заготовке осталось большое отверстие после извлечения, то ее можно устранить шпаклевкой или установкой более крупного болта.

Во время работы с металлом (особенно при использовании болгарки, пилы или напильника) есть риск образования стружки, зазубрин на поверхности. Процедуру нужно проводить, предварительно надев защитные перчатки и очки.

Как не допустить срывания граней

Чтобы такая проблема, как сорванные грани болта или шлицы винта, шурупа не застала вас врасплох, надо придерживаться простых правил:

  • покупать необходимо только качественные крепёжные элементы, которые имеют высокую прочность и надёжность;
  • во время закручивания и откручивания винтов или шурупов нельзя допускать проскакивания отвёртки в шлицах. Это приводит к их стиранию и открутить такой крепёж будет уже сложно;
  • всегда надо следить за состоянием инструмента. Если у отвёртки или ключа слизанные грани, то с их помощью будет сложно открутить винт, болт или шуруп.

Намного проще не допустить слизывания граней на болтах, винтах и шурупах, чем потом откручивать повреждённые крепёжные элементы.

Не стоит паниковать при появлении такой проблемы, как слизанная головка болта или шлицы на головке винта, шурупа. Есть много способов её решения. Надо адекватно оценить возникшую ситуацию, и выбрать один из доступных вариантов.

Как открутить?

Для каждого случая, когда не удаётся снять гайку с болта или шпильки по причинам, указанным выше, существуют проверенные практикой способы по исправлению ситуации. О них будет полезно узнать автолюбителям и другим людям, которым приходится иметь дело с ремонтом техники.

Сорваны грани

Здесь могут помочь следующие инструменты:

  • головка с соответствующим размером (особенно в случаях, если сорваны не все границы граней на гайке);
  • газовый ключ;
  • пассатижи или плоскогубцы (с мелким крепежом);
  • специальный съёмник для гаек с сорванными гранями.

Если эти инструменты не справляются с задачей, тогда нужно применить более трудоёмкие меры:

  • восстановить грани путём стачивания напильником или подрезания болгаркой (получится грань под ключ меньшего размера);
  • на гайку со слизанными гранями приварить другую – с чёткими границами граней;
  • когда проблема в сорванных гранях шпильки или болта, то можно приварить к шляпке этих крепежных изделий Т-образный штырь и с помощью рычага попытаться выкрутить их.

Ржавый крепеж

Ржавые детали крепежа иногда удаётся открутить после их простукивания тяжёлым предметом, а также размачивания ржавчины керосином или специальными средствами.

Сорванная резьба

В случаях с сорванной резьбой не могут помочь ни инструменты, ни все те меры устранения помех с ремонтом, что описаны выше для сорванных граней и ржавчины. Если имеется свободный доступ к проблемным местам, то здесь может пригодиться специальный инструмент под названием гайкорез. С его помощью гайка с сорванной резьбой раскалывается пополам и убирается с болта, а на её место потом закручивается новая. Если же нарушена резьба на штыре, то приходится удалять полностью соединение.

Такая проблема решается легко – шпилька или штырь обрезается вместе с сорванной резьбой.

К сожалению, многие из названых методов не подходят для решения данной проблемы в труднодоступном месте. В таких местах чаще всего принимают кардинальные меры – либо срезают крепёж полностью, либо демонтируют по частям (например, срезают гайку, а потом высверливают штырь или шпильку).

Заржавевшая гайка

Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:

  • Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
  • Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.

    Не самое элегантное, но действенное решение

  • Прогреть гайку. Металл расширится, что даст возможность ее открутить. Весь фокус в том, чтобы нагрелась гайка, а стержень болта остался холодным, поэтому нагрев должен быть быстрым. Для этого используют строительный фен или открытый огонь (с этим осторожнее). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры, потом быстро прогреть место соединения.
  • Этот способ уничтожит (почти) гайку, поэтому его стоит применять только в безнадежных ситуациях. На гранях делают бороздки (при помощи пилы по металлу, болгарки, напильника). В эту бороздку упираются плоской отверткой, придавая ей направление в сторону откручивания. По ручке стучат молотком. Если есть хоть пара подвижек, может и получится открутить.

    Съемники для сорванных гаек

  • Использовать специальный съемник (на фото выше). При помощи болта, штырь упирается в одну из граней, после чего можно пробовать сдвинуть ее с места. За счет того, что можно насадить рычаг, он может сработать даже в очень сложных ситуациях.

Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.

Способы выкручивания болта

Ниже приведены самые эффективные способы выкручивания поврежденных болтов и винтов.

С испорченными гранями

Определяясь с тем, как открутить болт с сорванными гранями, нужно учитывать, есть ли к нему доступ, месторасположение, а также какой инструмент вы можете использовать. Исходя из этих факторов, можно применить один из способов:

  1. Использование зубила. Метод подойдёт для больших болтов, к которым есть свободный доступ. Всё, что нужно — это молоток и зубило. Зубило прикладывают по касательной к головке и наносят по нему резкие удары. Способ простой, но он нечасто позволяет добиться желаемого результата. Применять его следует только тогда, когда под рукой нет другого инструмента.
  2. Если есть свободный доступ к месту расположения крепежа, можно использовать универсальный переставной ключ. Этот инструмент позволяет надёжно зажать даже круглую головку. Если использовать небольшие переставные ключи типа «кобра», у которых на рабочих поверхностях есть острые насечки, то можно открутить самые маленькие болтики. Такой инструмент может выручить во многих случаях, но он должен быть новым. У изношенного инструмента насечки уже не могут обеспечить надёжное сцепление с металлом, и ключ будет проскальзывать.
  3. Если грани повреждены не сильно, то могут выручить головки для накидного ключа. Для этих целей профиль накидного ключа должен быть с 12 гранями (внутри головки звёздочка, а не шестигранник). Откручивание производят следующим образом. Выбирают головку на один размер меньше, чем размер болта, и с помощью молотка напрессовывают её на сорванные грани, затем откручивают обычным способом.

  4. Этот способ заключается в использовании ножовки по металлу, с помощью которой на головке болта делают пропил под плоскую отвёртку. Глубина пропила не должна быть больше 75% высоты головки болта, при большей глубине одна из половинок может обломиться.
  5. Если в вашем распоряжении есть напильник или болгарка, то можно восстановить грани под ключ меньшего размера. Если есть рожковый ключ, выпиливать шестигранник необязательно, достаточно сделать две параллельные грани.
  6. Если в месте расположения крепления можно пользоваться сваркой, то это значительно облегчит задачу. В этом случае можно на головку надеть гайку подходящего диаметра и сварить их вместе, а дальше использовать обычные ключи.

С сорванной головкой

Очень часто, разбирая старые резьбовые соединения, можно не только повредить грани болта, но и сорвать головку. Тогда встаёт вопрос: как открутить сорванный болт. Если вы разъединили детали, и сорванный болт выступает из тела детали, то вы можете использовать все вышеперечисленные способы.

А как выкрутить болт с сорванной головкой, если тело болта не выступает из детали? Есть несколько вариантов решения этой задачи.

  1. Лучше всего применять специальный инструмент — экстрактор. Экстрактор изготавливается из металлического прута цилиндрической формы, на одном конце которого расположена конусная резьба противоположной нарезки, а на другом — хвостовик квадратного сечения. Для того чтобы его можно было использовать, в центре болта нужно просверлить отверстие. Диаметр отверстия — на 2−3 мм меньше диаметра резьбы. После этого нужно взять подходящий по размеру экстрактор и лёгким ударом забить его в отверстие. Вращая экстрактор за хвостовик, выкрутить остатки болта.
  2. Если есть метчик с левой резьбой, вы с успехом можете применить его в качестве экстрактора. Разница лишь в том, что диаметр отверстия должен быть таким, как для нарезания резьбы. Точное значение можно найти в соответствующих таблицах.
  3. Если выкрутить обломок всё же не вышло, можно попробовать удалить его таким способом. В болте сверлите отверстие максимально возможного диаметра, стараясь не повредить резьбовое соединение. Затем берёте соответствующий метчик и нарезаете в отверстии резьбу. Во время этого процесса прочищается резьба и удаляются остатки болта.

Рекомендации

На основе опыта многих поколений сантехников и просто домашних мастеров можно сделать основные выводы.

Чтобы не пришлось в дальнейшем мучиться с откручиванием, лучше пользоваться смесителями, выполненными из неподдающегося коррозии материала.
Увеличить срок службы смесителя можно, если нанести смазку при закручивании гайки.
Если не удается снять гайку, в крайнем случае рассверлить ее дрелью – осторожно, не повреждая резьбы, чтобы в дальнейшем на нее закрутить новую гайку.
У каждого смесителя есть инструкция по сборке. Она поможет и при раскручивании деталей, покажет последовательность работы.
Если болты имеют направление резьбы вправо, значит, откручивать нужно влево, против часовой стрелки, а закручивать – вправо

Левое направление резьбы откручивать вправо. Но такой вариант встречается очень редко.
Если гайка посажена на такое средство, как фиксатор резьбы, без разогрева ее при снятии не обойтись.
При работе с большой латунной гайкой смесителя или со стертыми гранями поможет головка Syper Lok. В ходе выполнения откручивания этим инструментом прилагается усилие к плоскостям, а не граням.
Использовать исправный инструмент и соблюдать технику безопасности при работе с горючими веществами и нагревательными устройствами.

Как легко открутить гайку и произвести ремонт смесителя, вы узнаете из видео ниже.

Плоскогубцы — это универсальный ключ

Если велосипед изобретать особой охоты нет, зато есть под рукой достаточно большие плоскогубцы — вопрос практически решён. Методика подойдёт в случаях, когда резьба на болте не имеет серьёзных повреждений и не закисла.

Если враг не сдаётся, в смысле плоскогубцы не помогают, можно упростить себе жизнь при помощи смазки, например WD-40. За неимением таковой, но если есть керосин, бензин, спирт или другая похожая жидкость, неплохо бы протереть чем-нибудь таким резьбу на болте и саму гайку. Или — ещё лучше — обернуть соединение минут на десять ветошью, пропитанной вышеупомянутым веществом.

Недостаток методики с плоскогубцами — она не подойдёт для гаек больших размеров, обхватить их попросту не получится. Ещё один минус — если неудачно обхватить гайку, можно слизать на ней грани, а сорвавшись с неё, плоскогубцы могут повредить резьбу на болте. Но чтобы добиться таких результатов, нужно постараться. Методика подойдёт тем, кто не в первый раз держит инструменты в руках.

Пошаговая инструкция по выкручиванию болта

Представленные ниже методики помогут решить проблему выкручивания крепежей при различном характере повреждений.

С испорченными гранями

Опыт специалистов подскажет, как откручивать болты с сорванными гранями. Для этого используют сразу несколько эффективных методов. На скорость работы влияет месторасположение крепежа, наличие необходимых инструментов и доступность метиза. Рекомендуется применять каждый из следующих методов по очереди до полного демонтажа поврежденного метиза:

  • Задействование острого зубила. Такой способ применим только в том случае, когда сломался большой болт. Весомым аргументом будет доступ к крепежу. Чтобы удалить деталь со сломанной гранью, понадобится зубило и молоток. К головке болта по касательной нужно приложить зубило и наносить по нему удары молотком. Этот подход можно назвать наиболее простым. Но такие действия подойдут далеко не во всех случаях.
  • Более эффективным является способ применения переставного ключа. Если к метизу есть свободный доступ, универсальный ключ с большой вероятностью сможет сорвать элемент с места. Принцип действия заключается в использовании специальных насечек, которые располагаются на рабочей поверхности. Ключ надежно зажимает головку и позволяет откручивать болтики наименьшего размера. Обязательное условие – переставной ключ должен быть новым.
  • Накидной ключ также может оказаться необходимым приспособлением. Головки для откручивания болтов с сорванными гранями довольно часто справляются с самыми сложными случаями. Профиль ключа должен состоять из 12 граней, а внутри – гнездо звездочка. Головка должна быть на один размер меньше болта. Деталь аккуратно надевают на крепеж при помощи молотка и начинают выкручивание метиза.
  • Ножовка по металлу. Приспособление позволяет пропилить углубление для дальнейшего откручивания метиза плоской отверткой. При этом глубина должна быть на 25% меньше высоты головки метиза.
  • С помощью болгарки или напильника можно сделать новые грани под меньший размер ключа. Располагая рожковым ключом, можно сделать всего 2 грани параллельные друг другу.
  • Запасной вариант – воспользоваться сварочным аппаратом. В этом случае к болту нужно приварить дополнительную гайку.

Повреждение резьбы

Распространенной проблемой является повреждение резьбы. В результате болт прокручивается в посадочном месте и не извлекается наружу. Существует проверенный способ, как можно выкрутить болт с сорванной резьбой. С помощью плоской отвертки необходимо поднять крепеж. Для этого отвертку помещают между головкой метиза и основанием, после чего крепежный элемент с усилием поднимают вверх. Затем нужно начать откручивание до момента полного извлечения из посадочного места.

Специалисты также рекомендуют толкать крепеж с обратной стороны при условии, что отверстие сквозного образца. Если нет возможности демонтировать гайку по причине сорванной резьбы, данное место срезают болгаркой.

Под звездочку и шестигранник

Большое распространение получили крепежные материалы с головками под звездочку, а также шестигранник. Такие метизы надежны и удобны в эксплуатации. Однако подобные детали также могут выходить из строя.

При повреждении граней нужно действовать таким же образом, как и в случае с простыми болтами. Разница заключается только в том, что демонтаж выполняется при помощи специальных ключей с гранями характерной формы – шестигранника или звездочки.

Под отвертку

При ограниченном доступе можно сделать насечку на болте. На помощь придет зубило или болгарка. Сделав пропил, пробуют выкрутить метиз отверткой. Если такой способ не приносит желаемого результата, отвертку ставят под углом и наносят по ручке удары молотком. Перед тем как откручивать сорванные болты, рекомендуется нанести смазывающую жидкость. Прикладываемое усилие должно иметь направление против часовой стрелки.

Подробное видео о способах откручивания поврежденных болтов:

8 способов как выкрутить сломанный болт | ЦКИ8 способов как выкрутить сломанный болт | ЦКИ

Выкручивание крепежа с нарушенными гранями

Как правило, такая ситуация возникает при демонтаже старых строительных конструкций, находящихся на открытом месте или при наличии брака в крепеже

Чтобы извлечь гайку, важно правильно подобрать нужный инструмент и грамотно провести работу. Рекомендуемые способы:

для больших болтов, находящихся в открытом доступе, можно применить зубило, его нужно приложить по касательной линии к головке, а затем осуществить несколько сильных ударов молотком. Однако при таком способе есть риск повреждений поверхности

Помимо этого, зубилом можно проделать паз под шлицевую отвертку, а затем осторожно выкрутить болт;
при наличии свободного доступа к головке удобно применять универсальный переставной ключ. С помощью него можно крепко зажать даже полностью деформированную головку, для небольших гаек лучше всего применять ключ с засечками на рабочей поверхности – они позволяют добиться лучшего сцепления с крепежом;
в том случае, если грани повреждены не очень сильно, допустимо применять накидной ключ

Он должен иметь 12 граней, так можно добиться более плотного контакта со сплавом металла. Выбирать головку следует на размер меньше, чем диаметр болта;
напильником или болгаркой можно восстановить грани крепежа, что позволит спокойно использовать обычный шестигранник меньшего размера. Всю головку выпилить не стоит, достаточно сформировать две параллельные грани.

Подведём итоги

Прикипевшая гайка – это, конечно, неприятно, но не фатально. При правильном подходе чаще всего можно обойтись без крайних мер. Однако в такой работе, как и в любом ремонте, начинать следует с самого простого – побрызгать WD-40, промочить соляркой, смазать парафином. И только когда наиболее простые методы испробованы, можно переходить к применению «тяжёлой артиллерии». Что касается различных составов, разъедающих ржавчину и накипь, то сейчас их производят в огромном количестве – от названий рябит в глазах. Но компоненты у всех практически идентичны. А потому стоит задуматься, стоит ли переплачивать.

ФОТО: drive2.ruСоставов, способных удалить ржавчину, достаточно много

Watch this video on YouTube

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий