Содержание
- 1 Виды откатных ворот
- 2 Установка ворот своими руками
- 3 Инструкция по установке и монтажу ворот
- 4 Материалы для ворот, их преимущества, недостатки, стоимость
- 5 Особенности проектирования
- 6 Монтаж конструкции ворот
- 7 Установка свай
- 8 Правильно навешиваем ворота
- 9 Рама для ворот из профлиста своими руками
- 10 Изготовление каркаса
- 11 Описание и принцип работы
Виды откатных ворот
Необходимо отметить, что чисто конструктивно откатные ворота – это устройство, которое откатывается вдоль забора, открывая тем самым въезд внутрь двора. Отсюда, в принципе, и название. Но по способу опоры на несущие элементы они делятся на несколько видов.
Подвесные
Подвесные ворота часто применялись именно на производственных объектах. По сути, это воротное полотно, которое подвешивалось на горизонтально расположенную несущую балку, установленную на опорных стойках. Ролики, используемые в конструкции, выполняли и функции элементов перемещения, и крепёжных изделий.
Очень надёжное сооружение. Многие откатные ворота этого типа до сих пор эксплуатируются, хотя им уже не менее 50 лет.
Сегодня в частном домостроении, да и на промышленных объектах, такие ворота не устанавливают. Причины:
- несущая балка ограничивает высоту проема, что не всегда возможно;
- все конструкция является материалоёмкой, то есть на нее приходится тратить большое количество металлопрофиля, что по нынешним ценам просто недопустимо.
Сдвижные ворота подвесного типаИсточник metall-crimea.ru
Откатные по рельсу
Эта разновидность – самая используемая, самая популярная с достаточно высокой степенью надёжности. Чисто конструктивно это воротное полотно, которое на роликах ездит по рельсу. Для прочности и устойчивости есть ещё одна точка, которая поддерживает конструкцию. Это верхняя опора в месте выезда ворот, то есть у одной из опор.
Единственный недостаток модели – рельс, который собой перекрывает въезд. Он выступает над дорожным полотном, поэтому автомобиль будет все время через него переезжать. Многие утапливают рельс в грунт, чтобы он находился на уровне дороги. Но, как показывает практика, рельсовая балка все время загрязняется, что осложняет перемещение ворот по ней. Поэтому приходится с постоянной периодичностью чистить место расположения рельса.
Сдвижные ворота по рельсуИсточник moyaograda.ru
Консольные
Консольные ворота – это самая сложная конструкция, самая дорогая, но такие расходы оправданы. Чисто конструктивно это все то же воротное полотно, только с противовесом. При этом двигается она по направляющей балке на роликах, которая установлена внизу на фундамент. Длина балки делается такой, чтобы она собой не перекрывала въезд во двор.
Расположение балки может быть посередине высоты воротного проёма или на самом верху. Но это будет возможно лишь в том случае, если ворота устанавливаются около несущей стены здания, к которой балка будет крепиться. Остальные варианты здесь не уместны. То есть для этого необходима несущая конструкция, которая смогла бы выдержать нагрузку от откатных ворот.
И именно только поэтому при выборе консольной разновидности чаще используют конструкцию с нижним расположением несущей балки.
Устройство откатных ворот консольного типа непростое. Обычно для них приобретают отдельно роликовый блок. Это упрощает изготовление, но увеличивает стоимость. Но такая трата оправдана, потому что заводское изделие имеет необходимую прочность и несущую способность
А это безопасность в процессе эксплуатации воротного полотна, что очень важно.
Откатные ворота консольного типаИсточник provorota96.ru
В этой статье будем разбираться именно с консольной разновидностью.
Установка ворот своими руками
Если створки ворот по планировке не должны иметь большой вес, то в качестве материалов для опорных столбов идеально подойдут металлические трубы круглого или квадратного сечения диаметром 80 или 100 мм. Их будет вполне достаточно для обеспечения надёжности конструкции. Хотя если проще найти трубы большего диаметра, то можно использовать и их.
Монтируются опорные столбы, как правило, бетонированием. Их забивают на глубину до 1,3 метра в землю. Но перед этим необходимо на уровне 80-90 см выкопать яму для заливки бетона. То есть, забить столб следует на 50 см, остальная часть будет залита раствором.
Есть и альтернативный способ установки опорных столбов:
- бурят скважину нужного диаметра и длины;
- столбы кувалдой забивают в отверстия, при этом постоянно с помощью строительного уровня контролируют вертикальное положение;
- опоры соединяются с уже установленными стояками забора на участке;
- к опорам привариваются петли, места для которых предварительно определяются;
- створки взвешиваются на опорные столбы для проверки правильности схождения.
Работы делаются поэтапно:
- Для начала проделывается отверстие глубиной до 2 метров и диаметром до 250 мм. Точные размеры будут зависеть от габаритов столба и его сечения.
- На дне нужно сделать 10 см песчано-щебневую подушку и тщательно её утрамбовать.
- Засыпается такого же объёма песчано-гравийная подушка, которая также утрамбовывается.
- Финальным этапом будет заливка раствора (бетонирование конструкции). Пока бетон полностью не застыл, столбы выставляются по уровню. Зафиксировать их положение необходимо с помощью клинков. Полное застывание бетона длится на протяжении 1-2 недель.
Вся работа делится на несколько этапов
После засыпки песчано-гравийной подушки в отверстие забивается так называемый арматурный стакан, в который и устанавливается столб. Потом конструкция заливается бетоном. При этом фиксация с помощью клинков не понадобится, так как столб будет удерживаться в стакане. Нужно всего лишь подкорректировать горизонтальный уровень.
После того как бетон застыл (обычно понадобиться от 1 до 2 недель в зависимости от температурных показателей в определённом регионе), можно провести разметку и приварить петли. Они должны быть массивными, так как конструкция получается тяжёлая. Нельзя забывать и об отступе при сварке петель для того, чтобы створки могли свободно открываться. Просчитать нужно и возможность смещения грунта в связи с таянием снега или долгих сезонов дождей. В этом случае стоит добавить ещё несколько сантиметров зазора.
Для того чтобы избежать деформаций столбов, их можно дополнительно укрепить с помощью балки в нижней части. Её можно спрятать в грунт. Конструкция будет ещё более жёсткой, если дополнительно установить раму сверху столбов, но в этом случае микроавтобусы, грузовые машины и специализированная техника не смогут проехать.
Инструкция по установке и монтажу ворот
Инструкция говорит, что длина бетонируемой части столба должна быть больше 1/3 его высоты для лёгких створок, для тяжелых ворот подземная часть может достигать половины общего размера столбов ворот. Дополнительно устойчивость столбов с тяжелыми створками регулируют величиной лунок.
Установка столба с бетонированием основания
Последовательность монтажа распашных ворот
Установку распахивающихся ворот начинают с бетонирования опорных стоек, а потом навешивают на них створки. Для удобства проведения работ, навесы или воротные петли крепят или приваривают на стойках и створках, разместив их лежа на земле, затем створки снимают, и устанавливают столбы.
Внимание! На опоре крепят половинку навеса со штырём, а на створках ту часть, что с петлёй
При установке тяжелых ворот на кирпичные или каменные опоры не следует жестко соединять между собой закладную трубу и кладку. Это позволит избежать динамических и вибрационных нагрузок, действующих при движении створок, а также возникающих от воздействия ветра или человека. Нагрузки со стоек будут попадать на кладку, которая от этого постепенно разрушится.
Элементы самостоятельной установки ворот
После установки опор для подвешивания воротных створок, приступают к изготовлению рам воротных панелей. Для того чтобы воротные панели двигались плавно, без рывков, скрипа и на одном расстоянии над поверхностью земли, следует каркас ворот сделать достаточно жестким, такими чтобы все углы рам створок были прямыми, и находились при любой погоде в одной плоскости.
Опорные воротные столбы из любого материала должны быть покрыты сверху крышками или колпаками, для того чтобы природные осадки не попадали во внутреннее пространство столбов.
Важно знать, что вода, скопившаяся в металлическом стояке, при замерзании расширяется и стояк лопается, что приводит к разрушению столба
Кованые обшитые поликарбонатом двустворные ворота
Обшивкой воротным панелям служат дерево, профнастил или поликарбонат. Бывают ворота, изготовленные из железа: оцинкованного листов, листов с различной перфорацией и металлической сетки с ячейками разных размеров и прочности. Кроме того, остаются непревзойдёнными по красоте прочности и долговечности кованые кузнецами воротные створы.
Для изготовления распахивающихся ворот самостоятельно понадобится некоторое количество инструментов:
- Болгарка с дисками для резки и шлифования металла.
- Оборудование для покраски ворот (компрессор, краскопульт). Можно покрасить конечно и обычной кисточкой, качество конечно будет не то, но красить надо обязательно, это избавит металл от появления коррозии.
- Сварочный аппарат любой конструкции с достаточным запасом электродов для сварочных работ.
- Дрель для крепления материала обшивки.
- Рулетка, угломер, молоток, наждачная бумага, клепатель и заклепки.
Этого набора инструментов должно быть достаточно для создания распахивающихся ворот.
Для изготовления створок потребуются следующие материалы:
- Основным материалом будет профильная труба.
- Краску каждый выбирает себе сам, часто используют ту краску, которая у вас есть в наличии.
- Петли для ворот подбирают с расчетом под свои ворота.
- Обшивка выбирается по вкусу, подходящая к материалу установленной ограды. Это может быть профнастил, прокатный металлический лист, дерево, поликарбонат.
- Приобретается фурнитура, подходящая по цвету и структуре материала, вобранного для обшивки, и запорные устройства, такие как задвижки, стопоры и замки.
В набор материалов может войти комплект автоматики, в случае, если в ваши планы входит автоматизация ваших будущих распашных ворот.
Материалы для ворот, их преимущества, недостатки, стоимость
Выбор материалов для ворот колеблется между металлом и деревом. Каждый из них имеет ряд позитивных и негативных особенностей.
Название материала | Достоинства | Недостатки |
Профнастил | Высокая жесткость, благодаря которой практически не поддается повреждениям.
Не требует специального оборудования для монтажа, крепиться обычным набором инструментов. Отсутствие рисунка облегчает соединение деталей, не нужно подбирать узор. Полностью защищен от коррозии, не требует дополнительной покраски. Гарантия – 20 лет. |
Отсутствие разнообразия декоративности, за исключением разного цвета.
В случае повреждения защитного покрытия, начинается коррозия. |
Дерево | Низкая стоимость древесины различной обработки – штакетника, бруса, рейки.
Быстрый, несложный монтаж. |
Менее прочный (по сравнению с профнастилом).
Пожароопасный. Относительно недолговечный. Требует периодической покраски. |
Деревянные ворота не уступают декоративностью металлическим.
Особенности проектирования
Чтобы не испытывать затруднений при подборе материалов и во время монтажа, следует разработать схему и чертеж откатных ворот. Только после этого можно приступать к изготовлению конструкции.
Читать так же: проведение монтажа откатных ворот своими руками.
Размеры полотна
Одной из важнейших задач, решаемых на стадии проектирования изделия, является выбор размера ворот. Сначала необходимо уточнить расстояние между стойками, так как этот параметр влияет на все дальнейшие расчеты. Здесь нужно учитывать следующие факторы:
- Габариты используемого автотранспортного средства.
- Угол заезда машины.
- С каждой стороны зазор между шириной автомобиля и стойками конструкции должен находиться в пределах 0,3-0,5 м.
Если у владельца участка легковая машина среднего класса, то ширина ворот составит 2,5-3 м. Когда планируется заезд крупногабаритной техники, то этот показатель должен быть не менее 3,5 м. Кроме этого, следует помнить, что если движение автотранспортных средств перпендикулярно воротам невозможно, ширину конструкции придется увеличить примерно в 1,5 раза.
При расчете ширины полотна соответствующий размер проема нужно увеличить на 20 см. Чаще всего высота полотна несколько уступает размеру забора. В результате создается зазор между грунтом и створкой. Также этот показатель зависит от габаритов рамы и размера направляющей, расположенной снизу. Все эти моменты необходимо предусмотреть во время проектирования.
Это полезно: ремонт и обслуживание откатных ворот.
Схемы и чертежи
Главный элемент всей конструкции — направляющая. Если ролики сдвинуть за боковой габарит, то можно обеспечить достаточную свободу проезда. Для этого длина створки увеличивается за счет откоса, являющегося одновременно противовесом. Если размер откоса составит половину ширины створки, то можно не бояться возможного перекоса во время движения ворот.
Во время работы откатного механизма, вся нагрузка приходится на роликовые тележки, и монтировать их следует на прочное основание. Фундамент лучше сделать в виде монолитного сооружения из железобетона, оснащенного верхней закладной площадкой из металлического швеллера достаточной ширины. Затем на швеллере можно будет устанавливать не только роликовые опоры, но и электропривод. Для проведения всех необходимых расчетов и разработки чертежа со схемой установки откатных ворот необходимо понимать принцип работы всего механизма.
Полезно знать: изготовление роликов для откатных ворот своими руками.
Монтаж конструкции ворот
Для изготовления своими руками конструкции из профнастила, для начала понадобится сварить створки для ворот и калитки.
- Для этого на подготовленной площадке необходимо правильно выложить уже отмеренные заготовки из металлического уголка и прихватить между собой сваркой. Затем с помощью уровня проверяется горизонтальность и вертикальность створок, если все в порядке, то швы окончательно провариваются.
- Для усиления створок, еще нужно параллельно приварить профилированную трубу 40/20 мм. Это придаст конструкции большей жесткости и в дальнейшем не поведет от нагрузки.
- Когда сделанные своими руками створки будут готовы, необходима установка петель. Для этого их вначале приваривают к опорам, а затем поочередно каждая створка приставляется к ним и также приваривается. Не забывайте, что между створками обязательно должен быть зазор около 2 см, со временем конструкция может накрениться, а зазор предотвратит ее заклинивание.
- Далее снимаем с приваренных петель створки и обшиваем их листами профнастила. Для этого вначале нужно сделать правильные замеры. Затем при помощи болгарки порезать листы профнастила определенных размеров. Потом по периметру створок сверлятся отверстия, и листы крепятся специальными саморезами.
Чтобы ваш загородный участок смотрелся еще привлекательней и ворота с калиткой не слишком выделялись, то желательно забор также сделать из профнастила.
Схема ворот с калиткой
Установка свай
Чтобы погрузить сваю на максимальную глубину, которая должна быть минимум 1,3 метра, нужно заранее выкопать яму в 1 метр, а остальное забить молотом. Данный метод установки так и называется «метод забивания».
Это самый простой способ установки, который можно выполнить за один день, к тому же, качество работы соответствует всем прочностным требованиям. После забивания нужно приварить к сваям специальные петли, на которые в дальнейшем будут закреплены рамы ворот.
Следующий способ установки более радикальный. Он требует подготовки отверстия глубиной минимум полтора метра и диаметром в 30 сантиметров.
На дно этой ямы нужно насыпать несколько сантиметров песка и после еще 10 сантиметров щебенки. Это создает специальную подушку, которая препятствует погружению сваи в землю. В зависимости от массивности ворот параметры глубины и диаметр может изменяться.
Для улучшения прочности в вырытую яму устанавливается металлическая сетка. После этого помещается сама свая, и весь объем заливается цементом. После нужно пройтись вибратором по материалу для того, чтобы избавиться от воздушных пузырей и пустот.
Правильно навешиваем ворота
Установка распашных ворот не займет у вас много времени и сил, если будет схема. Достаточно только приварить петли к створкам и несущим опорам, на которые указывает схема.
Устанавливая столбы и навешивая створки, важно помнить о необходимости применять уровень. Если вы установите конструкцию криво, то столкнетесь с большим количеством сложностей во время эксплуатации
Если вам не нравится щель, то ее можно убрать визуально с помощью лежачего полицейского, которого важно уложить таким образом, чтобы не создавал помехи при открытии. Засовы, которые являются фиксаторами для створок и замочные проушины привариваются с внутренней стороны к каркасу
Засовы, которые являются фиксаторами для створок и замочные проушины привариваются с внутренней стороны к каркасу.
Рама для ворот из профлиста своими руками
Чтобы правильно создать каркас для ворот из профлиста с калиткой, нужно ознакомиться с чертежами сборки металлической конструкции и придерживаться определённой последовательности проведения работ своими руками.
- В соответствии с размерами, указанными в чертеже металлическая труба нарезается под углом в 45°.
- Рама складывается на ровной поверхности и прихватывается сваркой.
- Выполняется проверка внутренних размеров, и сравниваются диагонали полученного каркаса.
- После внесения корректировок каркас обваривается окончательно.
- В одной створке, где не предусмотрена калитка, внутри каркаса привариваются уголки для усиления.
- В другой створке собирается специальный проём, к которому будет прикрепляться дверь калитки.
- После подготовки проёма для калитки, собирают дверь. По готовым размерам собирается каркас калитки прямоугольной формы.
- Жёсткость двери калитки желательно делать на одном уровне с рёбрами на створке.
- Для придания дополнительной жёсткости конструкции в её углах привариваются металлические треугольники – «косынки».
- К каркасу привариваются две поперечины.
- Согласно составленному чертежу на свои места привариваются навесы и засовы.
- Окалину после сварки шлифуют, грунтуют и всю конструкцию красят.
Если остались вопросы о том, как сварить распашную конструкцию ворот из профлиста, можно просмотреть видео. Плюс ко всему существует способ сборки без использования сварочного аппарата с помощью крепёжных элементов.
Изготовление каркаса
Вначале необходимо рассчитать размеры, правильно нарисовать чертеж с размещением самых мелких деталей, сделать несколько эскизов с разных ракурсов, и только после точного расчета количества требуемых материалов, общих затрат приступать к сборке каркаса.
Определяя высоту будущих ворот, важно оставить внизу от 5 до 10 см до уровня грунта зазоры. Если на участке уложена плитка, асфальт, то просветы допускается уменьшать до 5 см
При отсутствии покрытия (если там растет трава) зазоры следует оставлять больше.
Каркас можно делать из дерева или металла. Деревянные элементы из-за ограниченного срока службы чаще всего применяются в качестве декора или для временного забора.
Схема каркаса для ворот из профильной трубы
Чтобы получить рамку, необходимо подготовить профильные трубы в таком количестве и размерах:
- 22 м профтрубы сечением 60*40 мм понадобится для основных деталей, перемычек. Элементы будут привариваться к столбам и отвечать за удержание всей конструкции.
- 15 м профтрубы сечением 40*20 мм – для усиления каркаса. К ним крепится обшивка створок.
Толщина металла должна быть не менее 1,5–2 мм. Для новичков сварочного дела лучше брать листы со стенками в 3 мм.
Важно понимать, что вес створок при покупке материала для рамки – ключевой фактор. Для габаритных изделий рекомендуем учесть такие моменты:
Для габаритных изделий рекомендуем учесть такие моменты:
- При массе створок до 150 кг хватит трубы сечением 80*80 мм, толщиной 4 мм.
- В диапазоне от 150 до 300 кг берется усиленный вариант сечением 100*100 мм, с толщиной стенок 5 мм.
- Для ковких и других тяжелых изделий весом свыше 300 кг нужно брать железные трубы сечением 140*140 мм, толщиной 5 мм.
Правильный порядок сборки каркаса описан выше в статье про распашные ворота из профнастила.
Совместно с калиткой
Если на схеме указано, что калитку придется встраивать в ворота, то необходимо обеспечить достаточное усиление каркаса. Поскольку установка в одной секции существенно утяжеляет конструкцию. Этот фактор учитывается и при выборе петель.
Без калитки
Калитка крепится как рядом с воротами, так и на существенной дистанции от них (на выбор хозяев). Нагрузка распределяется равномерно.
Описание и принцип работы
Еще относительно не так давно раздвижные ворота очень редко ставились и самым распространенным ограждением являлись простые распашные. Это объяснялось дорогой стоимостью комплектующих для раздвижных ворот. На сегодняшний день комплект фурнитуры для автоматических ворот стал гораздо доступней, и все больше владельцев домов интересуются, как своими руками установить эту конструкцию.
Раздвижные ворота для частного дома могут быть двух видов:
Последний вариант — это устаревшая разновидность, такие ворота зачастую можно увидеть на заводах. Наиболее популярен первый вариант, который сегодня распространен повсеместно. Эти ворота оборудованы дополнительной консолью, являющейся продолжением полотна. Консоль находится за забором, прилегающим к воротам, и спрятана за ним.
Принцип работы раздвижных ворот консольного вида следующий. К каркасу откатных ворот жестко приварена направляющая (она же консоль), за счет которой перемещается полотно. Направляющая передвигается по откатным тележкам, прикрепленным на фундаменте.
Каждая тележка оборудована 8-мью подшипниками с запрессованными металлическими или полимерными роликами. Откатные тележки находятся внутри направляющих, что защищает их дополнительно от атмосферных воздействий и продлевает время эксплуатации.
При нормальных условиях работа система раздвижных ворот обязана выдерживать не менее 60 тыс. циклов – это приблизительно 20 лет средней активности пользования.
К основным достоинствам раздвижных ворот откатного типа относятся:
- можно управлять механическим способом или с помощью автоматики;
- возможность прохода машин любой высоты (нет направляющих снизу и сверху проема);
- простота установки (монтировать откатные ворота можно своими руками);
- не нуждаются в дополнительном обслуживании.
Основной недостаток монтажа раздвижных ворот – использование довольно большой площади для их открывания. Зачастую из-за нехватки места люди отказываются от раздвижных в пользу распашных конструкций.
Комплектующие
Для установки раздвижных ворот своими руками нужно купить специальные комплектующие для монтажа раздвижной системы.
Комплектующие для консольных ворот обязаны в себя включать такие элементы:
- Несущие тележки или роликовые каретки.
- Верхний и нижний ограничитель уменьшает качание полотна при сильном ветре.
- Несущая балка. Ее толщина будет зависеть от тяжести полотна.
- Концевой ролик создает бесшумность работы и снижает тяжесть полотна в открытом положении.
- Плата, которая удерживает полотно от бокового раскачивания при передвижении.
Если планируется автоматика, то нужно дополнительно приобрести этот комплект. он состоит из таких элементов:
- Зубчатая рейка (желательно выбрать оцинкованную рейку). Для больших (более 5 м.) и тяжелых ворот нужна зубчатая рейка толщиной не меньше 9 мм.
- Редуктор.
- Пульт ДУ.
- Фото датчики или световые элементы – они синхронизируют поступление ИФ-луча между приемником и передатчиком, препятствуют закрыванию, когда в проеме расположен какой-то предмет.
- Основание для монтажа.
- Сигнальная лампа.
Автоматика, установленная из комплектующих итальянских и немецких изготовителей, является наиболее надежной и подходит для эксплуатации в различных климатических регионах.
При монтаже откатных ворот своими руками, надо предусмотреть возможность открывания в случае выхода из строя автоматики.