Обязательная аудиторская проверка

Обязательный аудит для ООО

В каких случаях проведение аудита является обязательным для ООО?

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Критерии обязательного аудита прописаны в ст.5 Закона №307-ФЗ. Аудит является обязательным для ООО, если:

1) ООО осуществляет определенные виды деятельности.

обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ). Основание – пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

2) по установленным показателям финансово-экономической деятельности:

  • обязательному аудиту подлежат ООО:
  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Основание – пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

3) при осуществлении ООО определенных действий:

  • ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Основание – пп.2 и пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

4) в иных случаях, установленных федеральными законами:

обязанность проведения аудита в ряде случаев закреплена положениями федерального закона. Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ). Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

Это означает, что если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, то необходимо проведение обязательного аудита.

Обязательный аудит малого предприятия

Любая компания – независимый и уникальный «организм». У каждой есть свои особенности, связанные с направлениями деятельности, численностью сотрудников, целевой аудиторией, размером капитала, прибыли и так далее. Это предопределяет специфику ведения бизнес-деятельности.

Так, например, малые предприятия функционируют в том же правовом поле, что и крупные компании, однако имеют свои особенности. Они влияют и на процесс проведения аудита.

Как определить относится ли компания к субъектам малого предпринимательства?

Для этого необходимо обратиться к ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

К субъектам малого предпринимательства относятся помимо хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Хозяйственными обществами являются акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью (п.4 ст.66 ГК РФ).

Одним из критериев малого предприятия является размер дохода.

Величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, должна составлять:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2 млрд рублей.

Малые компании также могут попасть под обязательный аудит, если соответствуют критериям, изложенным в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Правила выбора аудитора

Если уже не возникает вопроса о том, подлежит ли организация обязательному аудиту, то можно переходить к выбору проверяющего.

Не стоит опираться только на опыт работы аудитора или аудиторской компании. Лучше отдать предпочтение той организации, которая специализируется в конкретной области ведения хозяйственной деятельности либо проводит аудит в смежной отрасли. Обязательно ознакомьтесь с отзывами о выбранной компании, лучше всего лично побеседовать с руководителями предприятий, которые сотрудничают с определенным аудитором.

Естественно, проверьте документы: все сертификаты должны быть на руках, действующими и находится в реестре

Если стоимость услуг не пугает, то можно обратить внимание на компании, которые оказывают комплекс услуг — не только проводят аудит, но и предоставляют юридическую и бухгалтерскую помощь. Значит, в штате организации есть практикующие специалисты, а это огромный плюс

Сущность аудиторской деятельности

Согласно Федеральному закону РФ, аудиторская деятельность (сокращенно аудит) определяется как предпринимательская, подразумевающая проверку отчетности и документации организаций и ИП. Помимо этого, аудиторские организации предлагают клиентам ряд дополнительных услуг.

Главная цель данной проверки — подтверждение правдивости и достоверности данных, указанных работниками организации в отчетной документации. Для достижения этой цели сотрудники предприятия, подвергаемого аудиту, должны предъявить достаточно доказательств для убеждения аудитора в полном соответствии бухгалтерского учета всем требованиям и нормам российского законодательства.

Организации, проводящие обязательный аудит и прочие его виды, являются коммерческими. Положительное заключение их сотрудников о проверяемом предприятии является дополнительной рекомендацией для лиц, заинтересованных в сотрудничестве с ним. Одним словом, обязательный аудит организации способствует минимализации предпринимательского риска. Он является одним из способов снижения информационного риска до допустимого уровня для лиц, основывающихся на финансовой и прочих видах отчетностей.

ГИРБО: в интересах государства и аудиторского сообщества

С мая 2020 года информационный портал ГИРБО стал общедоступным. Точность и актуальность размещаемой на федеральном ресурсе информации отвечает интересам всех участников экономической жизни – государства, коммерческих организаций, инвесторов и аудиторов.

Концепция «одного окна»: несомненный успех ФНС и Минфина

Разговоры о том, что экономика в целом и деятельность участников хозяйственной жизни должны изменяться в сторону большей открытости и прозрачности, шли не первый год и даже не первое десятилетие. Открытие Государственного Информационного Ресурса Бухгалтерской Отчетности (ГИРБО) определенно можно назвать самым значительным действием в этом направлении.

С мая 2020 года портал ГИРБО стал общедоступным. Таким образом, любой пользователь по ИНН или по точному названию юридического лица может ознакомиться с отчетностью и основными финансовыми показателями предприятий и учреждений. Исключениями являются лишь организации, бухгалтерская отчетность которых не подлежит размещению на данном портале. Среди них ЦБ РФ, организации государственного сектора, религиозные организации. Также на портале ГИРБО не размещается отчетность организаций, если их деятельность относится к государственной тайне. В целом, такие ограничения кажутся вполне логичными.

Совет 4: Как провести финансовую оценку фирмы

Финансовая оценка фирмы подразумевает под собой проведение анализа ее финансового положения. В него входит: расчет ряда основных показателей, отражающих систему формирования оборотных средств у юридического лица, направления их наиболее грамотного использования.

Инструкция

  1. Произведите расчет данных, характеризующих разные стороны деятельности фирмы, связанной с использованием и образованием всех ее денежных фондов. Определите величину показателя ликвидности. Он характеризует возможность предприятия удовлетворять имеющиеся у него краткосрочные долговые обязательства. В свою очередь, следует найти коэффициент абсолютной ликвидности, который и определяет, какая сумма краткосрочных долговых обязательств может быть возвращена не наличными денежными средствами, а с помощью ценных бумаг или депозитов. Данный коэффициент определяется в виде соотношения величины денежных средств и финансовых краткосрочных вложений к имеющейся сумме текущих обязательств.
  2. Посчитайте показатель срочной ликвидности. Он рассчитывается как соотношение наиболее ликвидной доли оборотных средств (финансовых краткосрочных вложений, дебиторской задолженности и денежных средств) и суммой краткосрочных обязательств.
  3. Определите значение показателя текущей ликвидности. Он рассчитывается как частное от отношения суммы оборотных средств и долговых краткосрочных обязательств. Данный коэффициент отражает достаточно ли у фирмы средств, которые возможно направить на погашение краткосрочных обязательств.
  4. Рассчитайте коэффициенты рентабельности. Они помогут вам оценить, насколько прибыльной является деятельность предприятия. Показатель рентабельности продаж сможет показать часть полученной чистой прибыли от объема всех продаж организации. Его можете определить из соотношения чистой прибыли к величине чистого объема продаж, умноженного на 100%.
  5. Найдите сумму коэффициента рентабельности собственных средств. Этот показатель определяет эффективность использования средств собственного капитала, который был внесен собственниками предприятия. Его можете рассчитать с помощью следующей формулы: разделите чистую прибыль на значение собственных денежных вложений, а затем полученную величину умножьте на 100%.
  6. Сравните полученные данные с нормативными и плановыми показателями. Сделайте выводы проведения финансовой оценки компании.

По материалам: ac-g.ru, kakprosto.ru

< Предыдущая   Следующая >

Литература

  1. Головач А.М. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. — 2007. — N 1.
  2. Никулина Н.Н., Березина С.В. Внутренний контроль в страховом предпринимательстве // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2009. — N N 5 — 6.
  3. Малыхин Д.В. О некоторых инициативах по укреплению взаимодействия внешнего и внутреннего аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2006. — N 3.
  4. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита: практическое пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005.
  5. Сотникова Л.В., Шапошникова О.Г. Обязательный аудит — состав объектов и процедура выбора аудитора // Аудиторские ведомости. — 2010. — N 9.

Т.В.Каковкина

К. э. н.,

доцент

Государственная академия

промышленного менеджмента

им. Н.П.Пастухова

г. Ярославль

На что обратить внимание при выборе аудитора?

В первую очередь следует убедиться, что аудиторская организация соответствует законодательно установленным требованиям.

Согласно положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее, Закон) аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Кроме того, в аудиторской организации должно быть достаточное количество аудиторов, сведения о которых внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, с соответствующим типом действующих квалификационных аттестатов (для аудита общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона необходим единый аттестат, выданный после 01.01.2011 г.).

Также аудиторская организация обязана проходить внешний контроль качества работы:

  • аудиторские организации, проводящие аудит, в том числе общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона, обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, а также проверку по требованию уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (Федеральное казначейство), проводимую данным органом.

  • иные аудиторские организации обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов, не реже одного раза в пять лет.

Аудиторская организация обязана своевременно проходить внешний контроль качества, не уклоняться от его проведения. По итогам внешней проверки аудиторская ор-ганизация может получить предупреждение о недопустимости в дальнейшем нарушений или предписание об устранении выявленных нарушений. В некоторых случаях аудиторская организация может быть и вовсе исключена из реестра аудиторских организаций, или ее деятельность может быть приостановлена на определенный проверяющим органом срок. Также результатом проверки может быть отсутствие каких-либо замечаний.

Для организации – аудируемого лица важно проверить, включена ли аудиторская организация или аудиторы в реестр, а также установить факт своевременного прохож-дения аудиторской организацией внешнего контроля качества и изучить результаты проверки. Сделать это можно на сайте Минфина РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/

Если аудиторская организация не отвечает какому-либо из приведенных выше требований, то такая организация не вправе осуществлять аудиторскую деятельность. Даже если по итогам оказания услуг указанной организацией будет выдано аудиторское заключение, аудит будет считаться непроведенным.

Кроме того, чтобы исключить риск последующей внезапной приостановки деятельности выбранной вами аудиторской организации, целесообразно проанализировать также наличие/отсутствие и тяжесть нарушений, выявленных при внешнем контроле качества (в том числе исправленных и не исправленных).

Из числа необязательных критериев при выборе аудитора, одним из самых важных является позиция аудиторской организации в рейтингах (наиболее надежный и показательный рекинг «Эксперт РА»).

Также крайне целесообразно обратить внимание на опыт аудиторской организации, в том числе на продолжительность ее деятельности на рынке аудиторских услуг и на «портфель» клиентов, достоверность отчетности которых данной организацией подтверждена. Стоит оценить и количество сотрудников, в том числе сертифицированных специа-листов

Как правило, чем крупнее аудиторская организация, тем проще ей устанавливать достаточные правила внутреннего контроля качества оказания услуг и придерживаться их на должном уровне

Стоит оценить и количество сотрудников, в том числе сертифицированных специа-листов. Как правило, чем крупнее аудиторская организация, тем проще ей устанавливать достаточные правила внутреннего контроля качества оказания услуг и придерживаться их на должном уровне.

Дополнительной гарантией качества услуг аудиторской организации является ее принадлежность к международным сетям и ассоциациям, которые предъявляют строгие требования к качеству услуг аудиторских организаций — своих членов.

Налоговая и административная ответственность за непроведение обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, так как уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого. Уклонение от обязательного аудита – это грубое нарушение требований к бухгалтерской отчетности. Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.  Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета.

Так, за отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителя оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а за повторное возможен штраф 20 тыс. рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Положениями ч. 7 и 8 ст. 14.25 КоАП РФ предусматриваются следующие штрафы/санкции для ответственных должностных лиц за данное нарушение:

  • 5-10 тыс. рублей — при однократном нарушении;
  • 10-50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2-х лет – при повторном нарушении.

Срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца. Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ за обязательный аудит следующие:

  • на юридическое лицо – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера – от 300 до 500 рублей.

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 тыс. до 30 тыс. рублей на должностных лиц;
  • от 500 тыс. до 700 тыс. рублей на юридических лиц.

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 тыс. до 50 тыс. рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от 1 года до 2-х лет;
  • штраф на юридических лиц (АО в целом) от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей на юридических лиц.

Аудиторское заключение также надо предоставлять в статистику. Если этого не сделать, то компанию оштрафуют от 3000 до 5000 руб. Для руководителя санкция ниже – 300 – 500 руб. (ст. 19.7 КоАП). Субъектам малого и среднего предпринимательства, инспекторы могут заменить штраф на предупреждение. Если не опубликовать или не представить акционерам обязательное аудиторское заключение, компанию могут оштрафовать на сумму от 500 000 до 700 000 руб., а руководителя – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 15.19, ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ). Административное законодательство предусматривает возможность привлечения организации к ответственности за несоблюдение правил предоставления информации для ее публикации в электронном реестре.

Что касается налоговой ответственности за непроведение обязательного аудита, отметим, что согласно статье 120 Налогового кодекса РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тыс. рублей.

Этапы проведения аудита

Аудиторская проверка – это дорогое удовольствие, со значительными временными затратами. Лучше всего предварительно составить ее план, чтобы она была максимально эффективной, а заключение — корректным.

К документам и бухгалтерской отчетности организации, которая подлежит обязательному аудиту, относятся:

  • первичные документы;
  • отчетность по бухучету и налоговая.

Этапы планирования выглядят так:

  1. Предложение от организации, которой необходимо провести аудит.
  2. Краткое ознакомление с финансовой и хозяйственной деятельностью, без углубленного изучения и анализа.
  3. Формирование плана и программы аудита, согласование его с аудитором и руководством компании.
  4. Составление, согласование и подписание договора.

В договоре необходимо отразить сроки проведения проверки, состав аудиторской группы, список вопросов, подлежащих проверке и стоимость. Если дополнительно составляется программа аудита, то она должна содержать конкретные задачи, которые должны быть выполнены.

В первый день проверки рекомендуется провести собрание, познакомить персонал с аудиторами и дать четкие установки всем лицам, которые будут принимать участие в проверке, и тем, кому придется давать ответы на вопросы проверяющих. При необходимости, аудиторам выдается спецодежда. При любых обстоятельствах основная обязанность руководителя — установить доверительные отношения между персоналом и проверяющими.

После этого начинается процесс в рамках утвержденного плана. Возможно, что выборочно будут опрошены сотрудники. По итогам аудита оформляется заключение проверки.

Отчет аудиторского заключения состоит из нескольких разделов:

  1. Период и место проведения проверки.
  2. Состав бухгалтерской и финансовой документации, которая была проверена.
  3. Нормативные акты и методики, которыми руководствовался аудитор.
  4. Выявленные нарушения и возможные санкции за это.
  5. Подробные меры по устранению выявленных нарушений.

Заключение обязательно подписывается руководителем аудиторской организации, указывается квалификационный сертификат (номер и срок действия) проверяющего, ставиться печать аудитора.

Руководство организаций, которые подлежат обязательному аудиту, могут пойти на его поэтапное проведение. Имеется в виду, что проверку можно проводить по итогам 6 или 9 месяцев. У предприятия будет время исправить все возможные нарушения и по итогам 12 месяцев полностью устранить все недочеты в отчетности. Помимо этого, все расходы на аудит можно равномерно распределить на весь текущий год.

11.6. Представление аудиторского заключения

Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту в сроки, согласованные с этим субъектом, не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения. Каждый экземпляр вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.

Экономический субъект несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), налоговые органы.

Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской фирмы, а аудиторская фирма не обязана представлять каким-либо пользователям копии аудиторского заключения целиком или в какой-либо части, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В законе об аудиторской деятельности дается определение заведомо ложного аудиторского заключения — это аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.

Поделиться
Добавить в закладки

Добавить комментарии

Частые вопросы

Что такое кадровый аудит?

Очень часто работа с кадровыми документами в компаниях находится в запущенном состоянии. Руководство вспоминает о том, что надо привести документы в порядок, тогда, когда «светит» перспектива контрольных мероприятий; для этого оперативно организуют аудит и исправляют все обнаруженные ошибки. Однако аудит проводится не только в подобных случаях. О том, как проводится кадровый аудит и что при этом проверяется, вы сейчас узнаете.

Аудит – это проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на предмет выявления существующих рисков возникновения конфликтных ситуаций, например трудового спора или претензий со стороны Государственной инспекции труда.

Кадровая документация в компании играет далеко не последнюю роль: она требуется бухгалтерии для расчета заработной платы, отпускных, работнику – для представления в органы ПФР или иные организации, например, для использования каких-либо льгот. Поэтому такие документы нужно вести в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Если компания не настолько велика, чтобы иметь специальное подразделение – отдел внутреннего аудита, можно пригласить аудитора по гражданско-правовому договору – проверяющий кадровую документацию специалист представляет отчет о выявленных нарушениях, дает рекомендации по их устранению и предотвращению.

В этом случае аудит проводит специалист, хорошо знающей трудовое законодательство и обладающий навыком оформления кадровой документации. Он оценивает:

  1. полноту состава кадровой документации;
  2. систему регистрации и хранения документации;
  3. локальные нормативные акты;
  4. трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  5. порядок ведения трудовых книжек.

Почему появился аудит

Аудиторская деятельность появилась на фоне разделения интересов, когда непосредственный собственник перестает принимать личное участие в управлении своим предприятием. Отсутствие должного контроля приводит ко множественным банкротствам.

На фоне этого, начиная новое дело или не допуская процедуры банкротства, собственники стали приглашать лиц, которым они доверяли. А те проводили независимые проверки как финансовой, так и бухгалтерской отчетности, выявляли факты краж и недостоверности представляемых руководством предприятия документов. Позже этот вид деятельности сформировал отдельную отрасль хозяйственных правоотношений.

Какие изменения произошли при проведении обязательного аудита в 2020 году

До 2020г. в ФЗ об аудиторской деятельности существовал термин аудиторской тайны. Он подразумевал, что информация, полученная аудиторами в ходе проверки, открыта только для сторон-участниц договора на оказание аудиторских услуг, т.е. закрыта для иных лиц, организаций и т.д. С текущего года сущность этого понятия несколько изменилась в связи с новой статьей НК РФ 93.2, дающей право сотрудникам налоговой службы требовать у аудиторов данные, полученные в ходе проверки.

Налоговики предполагают воспользоваться этим правом, если предприятие отказывает им в предоставлении интересующей их информации о финансовых активах фирмы. В таком случае инспекция налоговой службы правомочна запросить информацию у аудиторов и получить ответ в десятидневный срок.

Внутренняя проверка

Регламентируется внутренняя аудиторская проверка руководством предприятия. Такое мероприятие проводится с целью:

  • выявления «прорех» в деятельности предприятия и для поиска путей в повышении его эффективности и потенциала;
  • определения несоответствия ведения бухгалтерского и налогового учетов с действующими положениями;
  • выявления рисков, связанных с контролем разных служб, результатом которых становятся штрафы, санкции, выговора, предупреждениям и т.д., приводящие к потерям денежных средств и имиджа;
  • предварительной подготовки к внешнему аудиту.

Проведение внутреннего аудита способствует рациональному использованию ресурсов компании, оптимизации рисков, сохранению активов и улучшению управленческой деятельностью.

Именно эти факторы являются показателем для доверия инвесторов и заинтересованных лиц.

Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов

Наиболее жесткие требования к организации внутреннего контроля установлены, на наш взгляд, к управляющим компаниям. Так, в соответствии со ст. 38 Закона N 156-ФЗ управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации АО или ООО. Такая компания может использовать в своем наименовании слова «инвестиционный фонд», «акционерный инвестиционный фонд» или «паевой инвестиционный фонд» в сочетании со словами «управляющая компания».

Управляющая компания обязана организовать внутренний контроль за соответствием деятельности, осуществляемой на основании лицензии управляющей компании:

  • требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом, иным договорам, заключенным управляющей компанией при осуществлении указанной деятельности;
  • учредительным документам и внутренним документам управляющей компании.

Внутренний контроль осуществляется должностным лицом — контролером или отдельным структурным подразделением управляющей компании (службой внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) должен иметь высшее профессиональное образование и отвечать квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг .

Правила организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании утверждаются советом директоров (наблюдательным советом), а при его отсутствии — общим собранием акционеров (участников) управляющей компании и подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 55 Закона N 156-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в составе прочего устанавливает:

  • требования к правилам внутреннего контроля управляющей компании и специализированного депозитария;
  • квалификационные требования и требования к профессиональному опыту контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) управляющей компании и специализированного депозитария.

11.5. Аудиторское заключение специального назначения

Аудиторское заключение специального назначения это заключение по специфической финансовой информации, т.е. финансовой информации, подготовленной для специальной цели, в частности:

  • об отдельных компонентах финансовой отчетности;
  • о финансовой отчетности, подготовленной для определенной цели на другой основе учета;
  • об отчетности о налогообложении прибыли;
  • о реальности дебиторской задолженности;
  • о выполнении контрактов;
  • об обоснованности распределения прибыли;
  • о сводной (консолидированной) отчетности.

Если финансовая отчетность нестандартна и подготовлена для специальной цели, аудитор должен сделать ссылку на это в своем заключении и убедиться, что основа отчетности не противоречит законодательным, нормативным и инструктивным материалам.

При проверке отдельных компонентов финансовой отчетности (например, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов, выплаченных налогов) аудитору необходимо помнить о взаимосвязи отдельных показателей отчетности и оценивать материальное взаимодействие отдельных статей финансовой отчетности. Кроме того, необходимо оценить материальность проверяемых статей.

При проверке отчетов об исполнении контрактов аудитор при выражении своего мнения должен указать, выполнило ли предприятие требования соглашения.

В некоторых случаях предприятия готовят сводную (консолидированную) финансовую отчетность, отличную от официально утвержденной, для информирования групп пользователей, заинтересованных только в основных моментах финансовой эффективности и финансового состояния предприятия. В этом случае аудиторское заключение обычно содержит:

  • ссылку на официальную финансовую отчетность, на основании которой была сформирована консолидированная;
  • ссылку на дату составления проверенной финансовой отчетности;
  • мнение о степени соответствия информации в консолидированной отчетности базовой информации;
  • замечания по информации в консолидированной финансовой отчетности.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий