Содержание
- 1 Как сделать котел на отработанном масле своими руками
- 2 Розжиг масляной печи
- 3 Принцип работы
- 4 Что представляет собой отработанное масло
- 5 Как сделать масляную печь самостоятельно
- 6 Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом
- 7 Оборудование российского производства
- 8 Как устроен котел на отработке
- 9 Инструкция по эксплуатации
Как сделать котел на отработанном масле своими руками
Простота конструкции таких отопительных приборов позволяет изготовить их самостоятельно. При этом необходимо владеть слесарными и сварочными навыками.
Инструменты и материалы
Чтобы изготовить котел своими руками требуются такие приспособления:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- молоток.
Для изготовления котла на отработанном масле своими руками не забудьте болгарку
В качестве материала для отопительной конструкции необходимо приобрести:
- огнеупорное асбестовое полотно;
- герметик термостойкий;
- стальной лист толщиной 4 миллиметра;
- металлическая труба с сечением 20 и 50 сантиметров;
- компрессор;
- вентиляционную трубу;
- сгоны;
- болты;
- стальные переходники;
- углы полудюймовые;
- тройники;
- арматуру сечением 8 миллиметров;
- насос;
- бачок расширительный.
Корпус котла для обогрева небольших помещений можно сделать из трубы, для устройства с более высокой мощностью лучше всего использовать стальные листы.
Процесс изготовления
Агрегат на отработанном масле можно соорудить любой формы. Для обогрева гаража или малогабаритных сельскохозяйственных построек лучше всего сделать небольшой котел из труб.
Изготовление такого отопительного устройства состоит из таких этапов:
- Металлическая труба с большим сечением обрезается так, чтобы ее размер соответствовал одному метру. Из стали заготавливаются два круга соответствующие диаметру 50 сантиметров.
- Вторая труба с меньшим диаметром укорачивается до 20 сантиметров.
- В подготовленной круглой пластине, которая будет служить в качестве крышки, вырезается отверстие соответствующее размеру дымохода.
- Во втором металлическом круге, предназначенном для дна конструкции, проделывается проем, к которому присоединяется с помощью сварки конец трубы меньшего диаметра.
- Вырезаем крышку для трубы с сечением 20 сантиметров. Все подготовленные круги привариваются по назначению.
- Из арматуры сооружаются ножки, которые крепятся ко дну корпуса.
- В трубе сверлятся небольшие отверстия для вентиляции. Снизу устанавливается емкость небольшого размера.
- В нижней части корпуса с помощью болгарки вырезается проем для дверцы.
- Сверху к конструкции крепится дымоход.
Для работы такого простого котла на отработке требуется всего лишь в резервуар снизу залить масло и подпалить его с помощью фитиля. Перед этим новую конструкцию следует проверить на герметичность и целостность всех швов.
Сооружение более мощного котла
Из листовой прочной стали изготавливается два короба, которые соединяются с помощью трубы перфорированной. В конструкции она используется в качестве воздухоотвода.
Последующий процесс изготовления отопительного прибора имеет некоторые особенности:
- В нижнем корпусе котла проделывается отверстие для подачи масла в испарительный резервуар. Напротив этой емкости закрепляется заслонка.
- Короб, расположенный в верхней части дополняется специальным отверстием для дымоходной трубы.
- Конструкция оснащается воздушным компрессором, насосом для подачи масла и емкостью в которую заливается топливо.
Котел на отработанном масле своими руками
Если требуется нагрев воды, то подключается дополнительный контур, который требует установку горелки. Соорудить ее можно самостоятельно:
- уголки размером половину дюйма соединяются за счет сгонов и тройников;
- на маслопровод закрепляется штуцер с помощью переходников;
- все соединения предварительно обрабатываются герметиком;
- из листовой стали вырезается крышка горелки, соответствующая гнездам на изготовленном котле;
- для установки горелки используются две разного размера пластины из стали;
- внутренняя часть переходника трубки плотно перекрываются асбестовым полотном, которое крепится герметиком и фиксируется проволокой;
- горелка вставляется в предназначенный для нее корпус;
- после этого пластина меньшего размера фиксируется в гнезде и покрывается четырьмя слоями асбеста;
- большая пластина монтируется в качестве крепежной накладки;
- в ней просверливаются дыры для креплений, а сверху наносится асбестовое полотно;
- две подготовленные пластины соединяются с помощью болтов.
Чтобы горелка не распалась во время работы котла, следует тщательно и достаточно плотно скреплять все детали. Поджигается прибор за счет свечи накаливания.
Котлы на отработанном масле считаются экономичными и практичными приборами. Их можно приобрести в специализированном магазине или соорудить самостоятельно. При использовании таких отопительных устройств необходимо помнить о правилах безопасности, которые включают в себя обязательную установку дымохода, наличие вентиляционной системы и правильное хранение жидкого топлива.
Розжиг масляной печи
К сожалению, конструкция лишена автоматического розжига с помощью пьеза или электричества. Манипуляции сложны и требуют опыта:
Состояние агрегата проверяется каждый раз, когда необходимо включить его в работу. Если есть необходимость, дымоход и прочие каналы, подвергают чистке.
Следует уделить внимание топливному баку, чтобы убедиться, что туда не попала вода. Чем это чревато, написано выше. К тому же важно, чтобы каждый раз в резервуаре был достаточный запас топлива – 2-3 литра.
Разжигают печь посредством фитиля. Его изготавливают самостоятельно, и весь процесс напоминает розжиг керосиновой лампы. Печь схватывается не сразу, в течение 5 минут. Когда устойчивое горение обеспечено, то следует настроить тягу и иные параметры для продуктивного процесса.
Регулировать обеспечение теплом можно с помощью устройств на самом агрегате. Для этого существуют заслонки, задвижки и прочее.
Принцип работы
Котлы на отобранном масле характеризуются достаточно простым рабочим процессом. Функционирование отопительного прибора происходит таким образом:
- Отработанное масло с помощью насоса из топливной емкости подается в испарительный отсек. В этой камере за счет высокого температурного режима осуществляется подготовка к процессу горения.
- Нагреваясь до необходимой для испарения температуры, отработка в виде маслянистого пара поднимается в верхний отсек – в камеру сгорания. В этой части котла установлена труба с отверстиями для подачи воздуха, осуществляемого за счет вентилятора. Благодаря этому воздушные массы, проникая в камеру, соединяются с маслянистыми парами, способствуя полному сгоранию топлива.
- Выделяемое в процессе тепло подогревает теплообменник при этом все продукты сгорания выходят через дымоход.
Камера для подогрева топлива является обязательным устройством в котлах на отработке. В таком масле насчитывается немалое количество различных токсичных примесей, которые при нагревании распадаются на углеводы простого класса. После сгорания образуются безвредные вещества – азот, водяной пар и углекислый газ.
Что представляет собой отработанное масло
Отработка представляет собой продукт на основе нефти, который получается при длительной эксплуатации автомобильного двигателя. Под воздействием внешних факторов масло теряет свои нормальные характеристики и становится негодным для дальнейшего применения. В массе продукта набирается целый комплекс различных частиц, образующихся в процессе работы металлических частей механизмов.
Отработанное масло необходимо слить и заменить новым. При замене отработку рекомендуется утилизировать в специальных пунктах приема, где она находит свое полезное применение в виде топлива для обогрева помещения.
Как сделать масляную печь самостоятельно
Сборка масляной печи может осуществиться самостоятельно – конструкция не имеет сложных элементов. Для работы потребуются:
- Металлические листы. Если доморощенный мастер не имеет станка для сгибания, то лучше сразу приобрести круглую бочку. Подойдёт из-под ГСМ, которую предварительно выжигают от оставшегося продукта.
- Сварочный аппарат.
- Болгарка, дрель.
- Приборы измерения – рулетка, уровень.
- Горелка.
- Водяной бак. Его можно изготовить самостоятельно из листового железа.
Итак, отопление дома на отработке своими руками – как сделать:
Для любой работы требуется чертёж. Нанесённые на него реальные размеры ускорят процесс.
Сначала изготавливают корпус. Для этого подготовленную бочку устанавливают на опоры. Это металлические швеллеры или уголки, приваренные по краям. Вырезают прямоугольник снизу, чтобы при последующей эксплуатации доливать масло и следить за процессом горения.
Бочка будет разделена на два отсека – нижний для горения, верхний для воды. Между ними должно быть ограждение, чтобы ни в коем случае не допустить попадания влаги в масло.
Теперь изготавливается резервуар для масла, который потом будет помещён вниз. Для этого из стали сваривается цилиндр шириной до 15 см и диаметром 35 см. Ориентироваться следует на количество масла, которого в момент работы должно быть 1-3 литра.
Теперь на топливный цилиндр приваривается дно и крышка с двумя отверстиями, куда будут вставлены трубы. Одна из них будет служить топкой, вторая для подачи воздуха. Топливную трубу сразу перфорируют нужным количеством отверстий – от 48 шт.
Теперь конструкцию можно укреплять в нижнем отсеке бочки. Бак с трубами не должен стоять на дне бочки – обеспечивается зазор в 10 см.
Согласно диаметру бочки вырезается металлический круг, герметично разделяющий два отсека. В нём вырезаются отверстия для выходных труб из топливного бака.
Заранее, через стенку бочки на месте водяного отсека делаются отверстия для водяной системы. К ним будут подсоединены подача и обратка системы.
Из толстой стали изготавливают крышку для бочки. В ней вырезаются два отверстия под трубы, и после сборки всей конструкции, она заваривается.
Остаётся вывести трубу в дымоход или на улицу и сконструировать водяное отопление. Для этого трубная разводка последовательно соединяется с радиаторами и масляной печью в месте водяного отсека. Контур готов.
Понятно, что собирать конструкцию следует хотя бы при минимальных навыках сварного дела, иначе агрегат станет небезопасным.
Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом
Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.
Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.
Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле
Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном. Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.
Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами — последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.
Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых — необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.
Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром
Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.
Оборудование российского производства
В большей части российских котлов реализована другая технология: масло сначала испаряется, а затем его пары поджигаются. Таким образом, устраняются две основные проблемы с горелками: зависимость от качества отработанного топлива, многоступенчатая его подготовка, забившаяся форсунка.
Котел на отработанном масле для обогрева воздуха
Конструкция таких аппаратов проста: внизу камеры сгорания располагается тарелка. Перед началом подачи масла ее раскаляют, затем на раскаленный металл подают каплями масло. Топливо испаряется, пары поднимаются выше, где смешиваясь с воздухом, догорают.
При правильно настроенном режиме горения (температура в районе 600oC) происходит полное окисление всех составляющих, в том числе и тяжелых битуминозных. Как результат – на выходе получаем азот, пары воды и углекислый газ. При изменении температуры в ту или другую сторону на 200oC в «выхлопе» содержится масса вредных веществ, которые являются канцерогенами, мутогенами, вызывают отравление и еще целый спектр негативных последствий. Потому приобретать стоит именно промышленные сертифицированные агрегаты. Несмотря на их немалую цену (по сравнению с самодельными агрегатами), они окупаются в первый год, максимум – два (из-за дешевизны горючего).
БЕЛАМОС Серия НТ
Водогрейные котлы на отработанном масле «Беламос НТ» не требуют предварительной фильтрации топлива и его разогрева. Встроенный теплообменник позволяет добиться достаточно высокого КПД. Управляет работой электроника, которая контролирует температуру теплоносителя, поступление масла, отключает котел при затухании пламени. Для удобства обслуживания (требуется чистка камеры сгорания и чаши) имеются технологические люки. Выпускаются котлы на отработке «Беламос НТ» мощностью от 10 кВт до 70 кВт.
Котлы на отработке БЕЛАМОС Серия НТ
Печи «ЖАР
Печи «Жар» работают на отработанном масле, дизельном топливе, их смесях. Переход с одного топлива на другое происходит путем перевода переключателя в нужное положение. В печах на отработке «Жар» используется капельный способ подачи топлива, то есть, в них нет горелки и форсунки, которые забиваются и требуют чистки. Все котлы оснащены автоматикой, которая контролирует процесс.
В основном «Жар» — теплогенераторы для отопления производственных помещений но есть и водогрейные котлы. Это модель «Жар-20» мощностью 30 кВт и расходом топлива – 3 л/час. В котле имеется бак для дизельного топлива объемом 20 литров, и для отработки на 60 литров.
Печи отопительные на отработанном масле «ЖАР
Котлы и печи «Теплотерм»
Котлы «Теплотерм» выпускаются мощностью от 5 кВт до 50 кВт, КПД 90%. Водяная рубашка позволяет эффективно снимать тепло с корпуса и обеспечивать отопление помещений площадью от 50 м2. Выносной маслонасос может быть опущен в канистру или другую емкость с топливом, встроенные вентилятор наддува и блок питания маслонасоса обеспечивают работу системы.
Контролируется температура теплоносителя. Для регулировки имеется два режима, переключение происходит автоматически (встроенное термореле на выходе теплоносителя). Расход масла от 0,6 литр/час до 5,5 литр/час.
Котлы и печи «Теплотерм»
Водогрейные котлы ТЕПЛАМОС серии ТК-603
Котлы на отработанном масле «Тепламос ТК» работают по принципу испарителя. Масло попадает капельным путем на раскаленную тарелку. Особых ограничений по качеству используемого топлива почти нет, не требуется предварительного разогрева (если масло находится в отапливаемом помещении) или другой подготовки. Нужна только предварительная фильтрация для удаления инородных тел.
«Тепламос» выпускаются как одноконтурные, так и двухконтурные. Мощность оборудования от 15 кВт до 50 кВт, расход топлива 1,5 литр/час – 5 литр/час.
Котлов на отработке российского производства не так уж и много, но люди находят выход в любой ситуации. Например на обычный жидкотопливный ставят горелку для отработки, используют с этим видом топлива. Горелку купить проще и дешевле, чем новый котел. Есть эти узлы кустарного производства, а есть промышленного. Например, как в этом видео.
Подобные горелки устанавливаются на котлы КЧМ, которые могут тогда работать на отработке.
Есть котлы на отработке и самодельные.
Как устроен котел на отработке
Котлы на отработке отличаются от газовых тем, что им необходимо иметь склад топлива в непосредственной близости от котла. Обычно это бочка, цистерна или бак. Безопасным считается расстояние склада от котла не менее 20 м, но при этом приходится решать вопрос перекачки топлива. Эта проблема напрягает зимой, когда вязкость масла растет.
Обычный набор узлов для котла на отработке содержит:
- корпус котла;
- горелку;
- термостат;
- масляный насос, дозирующий топливо;
- клапан запорный;
- фильтры для топлива;
- регулятор тяги;
- циркуляционный насос;
- дымоход (часто поставляется отдельно или под заказ).
Горелки
в т. ч.вязкостью топлива,
Эффективность сгорания топлива тем выше, чем более «парообразным» выглядит струя топлива, которая закачивается с помощью форсунки в камеру сгорания горелки. Для работы форсунки, фактически распылителя, применяют сжатый воздух, для которого также есть свои «рамки»: его давление, например в горелке AL-10V, при расходе около 100 л в минуту должно быть около 2 бар. У потребителя есть выбор — применить цеховую магистраль сжатого воздуха или пользоваться собственным встроенным в горелку компрессором. Побеждает вариант с меньшей ценой или большей надежностью — что кому ближе по душе. Камера сгорания горелки у котла имеет вид своеобразной «сковородки», в которую впрыскивается топливовоздушная смесь для поддержания процесса горения.
Горелки ведущих производителей имеют большие отличия. Это касается и конструкции самой горелки, и и ее возможным применением — каждый вид жидкого топлива, по причине своих физико-химических отличий, требует установки своей «личной». Тем не менее, лучшие образцы, например, горелка Clean Burn по замыслу разработчиков «всеядная». Вот перечень видов топлива, которые ей под силу:
- дизельное топливо;
- отработка моторных и других масел;
- животные жиры;
- масло рапсовое.
Теплообменник
Над «сковородкой» располагается теплообменник, который имеет множество разных конструкций. Его принцип работы состоит в том, что некий набор трубок заполняет теплоноситель, вода, и пламя горелок ее нагревает через тонкие стенки трубок. Нагретая вода поступает на выход котла и либо подается в закрытый отопительный контур «котел-отопительные батареи-котел», либо (при добавке бойлера) используется еще и для бани, технологических нужд и т. д.
Дымоход
котла на жидком топливедыма и копоти.стальной трубы,
Дымоход может быть одностенный в открытых системах и двухстенный в закрытых. Открытыми считают такие отопительные системы, которые для сжигания топлива используют кислород из помещения. Понятно, что они обязательно должны иметь приточную вентиляцию. Конструкция двухстенных дымоходов из двух коробов, вставленных коаксиально, применяется в закрытых системах. По внутреннему дымоходу выходят продукты сгорания, а по наружному — всасывается наружный воздух. Для улучшения тяги иногда целесообразно установить вентилятор. Такие котлы называют турбинированными.
Инструкция по эксплуатации
Использование масляного котла для отопления частного дома может оказаться весьма притягательным делом. Но только в том случае, если не нарушать базовые принципы эксплуатации. В случае проникновения воды в топливную массу она начинает бурно гореть. Избежать пожара можно, если немедленно применить углекислотный огнетушитель. Разумеется, он должен быть размещен непосредственно в котельном помещении.
Очистка камер сгорания производится минимум раз в 24 часа. Для этого используется особый скребок, который с фабричными изделиями идет в комплекте. Очистка производится после остановки котла и полного дожигания горючего до фазы сухой золы. Суть: котел переводится в режим розжига (если нет специального режима выключения). После угасания огня нужно, выждав 5 минут, открыть зольник и очистить его.
Далее котел разжигается по обычной схеме, запускается автоматика. Дымоход чистить не следует. Очищать трубку, по которой подается масло, приходится довольно редко и только при применении некачественного топлива. Проверять эту деталь нужно, как только обнаруживаются признаки плохой подачи масла. Крышка котла снимается, ее переворачивают и осматривают деталь.
Для чистки используют:
-
стальную арматуру;
-
толстые сверла;
-
проволоку;
-
щетку из металла.
Автоматику нужно продувать от пыли. Регулярно требуется оценивать ее состояние. Обнаружив накопившуюся пыльную массу, следует немедленно устранить ее, даже когда срок не пришел формально. Помещения с повышенной влажностью оборудуются автоматикой таким образом, чтобы она оказывалась за стеной. Проводку выводят через эту стену, если есть малейшая возможность сделать именно так.
Розжиг начинается с открытия крана, после чего дно камеры сгорания должно покрыться слоем масла от 0,5 до 1 см. Если его меньше или больше, запускать котел нельзя. В случае необходимости быстрого розжига туда добавляют 50-100 г керосина, особой жидкости либо дизельного топлива. Обычно розжиг производят при помощи бумажного или сделанного из ветоши фитиля. Этот фитиль поджигают и спускают через зольник или сквозь верхний люк до самого дна рабочего отсека.
Далее, когда жидкость загорается:
-
запускают вентилятор, обеспечивающий наддув;
-
следят, чтобы масло не горело без наддува;
-
закрывают крышку на зольнике;
-
выжидают от 120 до 300 секунд, чтобы масло закипело и котел вошел в рабочий режим.
Нельзя опускать подающий топливо насос до самого дна резервуара. Если сделать так, в котел может попасть осадок. Целесообразно выдерживать промежуток в 0,1 м. Специалисты полагают, что стоит хотя бы раз в месяц очищать бак от накапливающихся там засоров.
Чтобы погасить котел, закрывают кран и дожидаются выгорания топлива. Отключать поддувающий вентилятор можно минимум через 5 минут после окончательного выгорания горючего. Если продув камеры недостаточен, образуется много дыма и сажи. Попав в управляющий блок, они выводят его из строя.
Периодически дно камер сгорания очищают от набирающихся постепенно негорючих веществ. Чем хуже топливо, тем чаще такая очистка оказывается необходимой потребителям. Сократить количество шлака можно, если отказаться от синтетического или трансмиссионного масла. В случае появления необычно большого количества сажи и копоти следует немедленно остановить котел и вызвать специалистов. Также поводом для срочного ремонта является необычный шум и неоправданно частое потухание.
Недопустимо подключать котел на отработанном масле к отопительной системе, которая имеет меньшую мощность, чем он сам. При недостаточном потреблении тепла радиаторами система изнашивается исключительно быстро. Запрещено доливать в разогретую камеру дизельное топливо. Также крайне опасной практикой оказывается применение смесей масел с высокооктановым горючим. Это может спровоцировать взрыв или просто ускорить износ во много раз.