Содержание
- 1 Поделки на основе «колобков»
- 2 Постепенно переходим к более сложным поделкам
- 3 Прятать в тесто сюрпризы и находить их
- 4 Занятия лепкой с детьми: сначала — сюжет
- 5 Рецепт очень пластичного теста
- 6 Поделки в виде еды
- 7 Основные приемы
- 8 Поделки из пластилина: пошаговая лепка для детей
- 9 Лепка для детей дошкольного возраста
- 10 Поделки в школу
- 11 Птицы зимой: лесной доктор
- 12 Ход мастер-класса:
- 13 После занятий
Поделки на основе «колобков»
- Снеговик. Катаем три колобка, которые затем аккуратно слепляем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Нос можно сделать стекой, а можно с маминой помощью слепить нос-морковку.
- Неваляшка. Катаем два шарика и слепляем их между собой. Отдельно катаем два маленьких колобочка и прицепляем их по бокам в качестве рук.
Гусеница. Катаем небольшие шарики – столько штук, насколько хватит терпения. На мой взгляд, лучше всего лепить гусеницу вдвоем: несколько шариков слепит малыш, несколько – мама, а потом объединить все вместе. Лицо делаем стекой. По желанию прикрепляем рожки.
Новогодняя елка. Эту поделку я упоминала раньше в статье «Новогодний адвент календарь». Для поделки понадобится шишка, именно она и будет елкой. Игрушками на нашей елке будут маленькие пластилиновые шарики, или просто кусочками отщипанного пластилина. В конце занятия мама закрепляет елку на пластилиновом основании, чтобы все могли ею любоваться в преддверии праздника.
Колобок. Колобка малыш, конечно, катал уже не раз. На этот раз предложите ему сделать все мелкие детали из подручных средств. Например, у нашего колобка глаза и нос из гороха, ноги – из фасоли, шляпа – из пуговицы.
Постепенно переходим к более сложным поделкам
Предлагаем освоить пластилинографию или пластилиновый квиллинг, это выкладывание рисунка пластилиновыми жгутиками.
Скатать тонкий жгутик маленькими ручками довольно сложно, поэтому мы предлагаем вам небольшую хитрость.
Нам понадобится шприц, в который мы помещаем кусок пластилина.
Опускаем шприц в кипяток. Оставляем на пару минут, время нужно будет подобрать самостоятельно, т.к. мягкий пластилин расплавляется быстрее, а твердому нужно больше времени.
Затем начинаем выдавливать пластилиновые полоски.
Совет: не нужно одновременно разогревать несколько шприцев с пластилином. Лучше делать каждый цвет отдельно, нагревая воду каждый раз.
Когда пластилин немного остынет, начните скручивать его в круг или овал по спирали. Делаем столько заготовок, сколько считаем нужным.
И делаем свою композицию. Мы решили составить букет. При этом можно менять композицию: пластилин довольно легко отходит от бумаги, сначала букет «собрала» я, а затем мой сын. И мне кажется, что у него получилось лучше.
Еще более сложным приемом является торцевание — создание объемных поделок с использованием крепированной бумаги и пластилина. По этой технике вы можете посмотреть отдельные мастер-классы на нашем сайте.
Прятать в тесто сюрпризы и находить их
У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!
Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.
Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.
Занятия лепкой с детьми: сначала — сюжет
Итак, скатать из пластилина шарик или колбаску для вашего ребенка уже не проблема. Приёмы «отщипывания» и «примазывания» тоже освоены. Лепить «пятнышки» на божью коровку или пирожки для куклы ему стало неинтересно. Чем же заняться теперь?
Дети в этом возрасте, как правило, уже довольно понятно говорят, знают много сказок. С ними можно обсудить будущую поделку: «Что ты хочешь слепить сегодня? Фрукты? Овощи? Зайку из „Заюшкиной избушки“ или саму избушку? Или машинку?» Стоит только начать! Как только малыш включится в процесс, он сам подскажет, что лепить дальше.
Прелесть домашних занятий в том, что тема не определена заранее (как это бывает в группах на «развивалках»), она зависит только от желания ребёнка, и это помогает дольше сохранить у него интерес к лепке. Провести же дома «занятие по всем правилам», наоборот, совершенно нереально. Малыш не будет слушать маму молча и повторять за ней, как за учителем на уроке.
Так что родителям лучше сначала изучить ВСЕ техники, которым они хотели бы обучить ребенка, и иметь под рукой (но не обязательно на виду) все возможные инструменты для их выполнения, а потом уже звать малыша лепить. Тогда по ходу занятия мама не забудет, как только настанет подходящий момент, предложить сыну или дочке попробовать самостоятельно соединить между собой детали поделки, поработать стекой, печаткой или воспользоваться природным материалом.
Например, когда я лепила с 3-летним сыном, мы начинали почти всегда с того, что лепили (или вырезали формочкой из пластилина) машинку. Потом мы её всячески усовершенствовали (ставили «зимние шины», фары, лепили шофёра, торчащего из окна, делали к ней прицеп или багажник на крыше). Потом малыш решал, куда машинка поедет (на заправку, на рынок, на дачу), и мы лепили соответствующие дополнения (бензоколонку с длинным шлангом, рыночные прилавки с фруктами, сумки, которые нужно отвезти на дачу).
Дочка в том же возрасте больше любила лепить из детского пластилина сцены из сказок или просто из жизни. Например, полянку, по которой катится колобок. Мы замазывали кусочек картона зелёным пластилином — это была полянка, сбоку уголок замазывали синим — это ручеёк. На полянке — пенёк для выступлений Колобка, травка, цветочки, деревья. Около ручья камыши, кувшинки. В ручье рыбки, на деревьях птички. Дальше шли сами герои сказки: лиса, заяц, волк, медведь.
Но что бы мы ни лепили, я не забывала обучать детей различным приёмам работы с пластилином.
Рецепт очень пластичного теста
И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.
1 стакан муки
1 стакан воды
¼ стакана соли
1 ст.л. растительного масла
2 ч.л. лимонной кислоты
Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.
Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.
В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!
И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).
Поделки в виде еды
Многие девочки любят лепить из пластилина сладости, выпечку и прочую еду для кукол.
Леденцы
Сделать цветные конфеты из этого мягкого материала сможет любой ребёнок. Для их создания понадобится пластилин и несколько спичек или шпажек.
Лепятся цветные леденцы очень просто. Первым делом нужно раскатать пластилин в тонкие полоски. Работать с ними можно по-разному. Для создания круглых конфет две цветных полоски нужно скрутить в обычную спираль. Чтобы сделать длинные леденцы на палочке, две детали надо переплести между собой и сформировать из них колбаски.
Пирог
Оригинально выглядит ягодный пирог, вылепленный из цветного пластилина. Над его созданием придётся потрудиться, но результат определённо того стоит.
- Первым делом нужно подготовить основу для такого пирога. Круг светло-коричневого цвета надо аккуратно раскатать и сформировать из него тарелку с аккуратными бортиками.
- Остатки пластилина того же цвета надо порезать на тонкие широкие полоски.
- Из синего или красного пластилина нужно вылепить ягоды небольшого размера. Ими заполняется основа пирога.
- Декорируется блюдо полосками пластилина. Они выкладываются сверху в виде аккуратной решётки.
Пончики
Для лепки аппетитных пончиков понадобятся два бруска пластилина жёлтого и коричневого цветов. Пошаговый процесс создания лакомства своими руками состоит из следующих этапов.
- Жёлтый и коричневый пластилин нужно хорошо размять и смешать. Цвет получится более естественным.
- Из этого материала нужно сформировать плотные колбаски.
- Края заготовок надо аккуратно соединить между собой. Места соединения нужно разгладить чтобы пончики получились гладкими.
- Из материала жёлтого цвета надо вылепить имитацию глазури. Для этого пластилин нужно раскатать, закрепить наверху пончика и вырезать посредине небольшую дырку.
- Из коричневого пластилина лепятся декоративные детали. Один из пончиков можно украсить тонкой полоской, выложенной в виде спирали, другой – присыпкой.
Бананы
Из цветного пластилина можно вылепить и яркие фрукты, например, бананы. Сделать их своими руками очень просто:
- материал жёлтого цвета надо хорошо размять и разделить на несколько кусочков;
- скатать шарики из них шарики;
- далее формируются тонкие полоски с острыми краями;
- такие заготовки надо выгнуть и собрать в одну кучу, на концах бананов прикрепить коричневые точки.
Основные приемы
Доказано, что мелкая моторика рук оказывает большое влияние на развитие речевых навыков и обогащение словаря ребёнка. Лепка является одним из лучших способов укрепить мышцы рук малыша и, соответственно, улучшить его мышление и речь. Работа с пластилином формирует у детей раннего возраста чувство формы, цвета, фантазию и навыки составления композиции. Знакомство с массой для лепки можно начинать уже в годовалом возрасте, а в 3-4 года такие занятия должны входить в обязательный перечень творческих работ малышом.
Польза лепки неоценима.
Развитие мелкой моторики. Участок головного мозга, отвечающий за формирование речевого аппарата, располагается непосредственно около участка, отвечающего за моторику пальцев рук. Таким образом, стимуляция данного участка повлечет за собой стимуляцию и соседнего. Замечено, что ребята, которые постоянно что-то делают руками, намного реже сталкиваются с речевыми проблемами.
- Развитие тактильной чувствительности и осязания. К трем годам дети обычно уже много чего успевают потрогать на ощупь, и наступает пора, когда на основе тактильной памяти им нужно учиться воссоздавать конфигурацию и текстуру различных предметов. В последующем этот навык позволит им на ощупь определять необходимые предметы.
- Развитие памяти и фантазии. Лепка по памяти способствует стабилизации нейронных процессов в коре головного мозга. Воссоздавая пластилиновые фигурки зверушек, ребёнок тренирует память, а заодно развивает воображение.
- Усидчивость. Лепка увлекает малыша, но при этом требует времени, сосредоточенности и скрупулезности. Эти навыки помогут малышу без проблем выдерживать длительные занятия в школе.
- Аккуратность. Лепка из пластилина учит малыша быть аккуратным, поддерживать чистоту и порядок на своем рабочем месте.
В 3-4 года большое внимание уделяется лепке по шаблонам. Для начала дети изучают предметы, которые будут лепить, а потом копируют
В этот момент нужно научить малыша нескольким основным приёмам работы с пластилином.
Раскатывание
Эта техника может быть прямой или круговой. При помощи прямого раскатывания можно сделать бревнышки, колбаски и столбики. Круговое раскатывание востребовано при создании округлых предметов.
Разминание
Базовый приём при работе с пластилином. Прежде чем приступить к созданию фигурок, малышам нужно дать в руки брусок, познакомить ребенка со всеми особенностями и свойствами пластилина
Очень важно в этот момент показать ребятам, что мягкий пластилин может изменять форму и позволяет смешивать различные оттенки
Расплющивание
Эта техника используется для создания плоских деталей. Расплющивание выполняют путем сдавливания куска пластилина между ладонями, пальцами или при помощи придавливания его к столу
Однако при этом важно научить ребенка давить не слишком сильно, иначе ему будет трудно отделить массу для последующей работы
Поделки из пластилина: пошаговая лепка для детей
Пластилиновый заяц
Простой зайчик из пластилина для детей. Пошаговый обзор с подробными фото, которые помогут слепить зайца без особого труда.
Подробнее: зайчик из пластилина
Лепка лягушки-квакушки
Лягушка из пластилина может быть разной. Представляю простой способ лепки лягушки с пошаговыми фото и инструктажем. Отличный вариант для детей.
Подробнее: лягушка из пластилина
Яркий дельфинчик
Дельфин из пластилина пошагово. Замечательный персонаж, которого ребенок может сделать своими руками, а затем играть с ним, дарить близким.
Подробнее: дельфин из пластилина
Животные из пластилина — бегемот
Бегемот из пластилина состоит из простых форм — шариков, овалов разного размера. Это простая поделка для детей, с которой они справятся самостоятельно.
Подробнее: бегемот из пластилина
Поделки из пластилина — пчела
В этом мастер-классе представлено яркое насекомое – пчелка из пластилина. Создание такой поделки доступно многим детям, овладевшим начальными навыками работы с пластилином.
Подробнее: пчелка из пластилина
Пластилиновые пингвины: 1 вариант лепки
Простой пингвин из пластилина для детского творчества. Пошаговый фото-инструктаж лепки забавного пингвинчика. Простая, оригинальная идея.
Пингвинчик — 2 вариант
Интересует, как слепить пингвина из пластилина? Тогда вы пришли по адресу. Пошаговый обзор процесса лепки поможет вам слепить эту интересную птицу.
Подробнее: как слепить пингвина из пластилина
Пластилиновый еж с семечками
Ежик из пластилина и семечек – простая поделка, которую могут сделать дети дошкольного и школьного возрастов. Работа интересная, идеальная для развития мелкой моторики рук, воображения.
Подробнее: ежик из пластилина и семечек
Лепка снегиря
Эти яркие птицы появляются в городе с наступлением зимы, когда им не хватает корма. Красногрудые снегири очень заметны на фоне белого снега. Данный снегирь из пластилина –отличный вариант творческого занятия для детей в преддверии зимы и на протяжении этого холодного времени года.
Подробнее: снегирь из пластилина
Крыска
Забавная пластилиновая поделка крысы. Лепилась как символ года, но и вполне может быть хоршей идеей лепки без какой-либо привязки к дате. Лепить данного персонажа легко и интересно.
Подробнее: крыса из пластилина
Яркий олень
Для многих олень является символом рождественских и новогодних торжеств. Поэтому в преддверии этих праздников идеальной будет поделка – олень из пластилина, да еще и с подарком. Но, также можно слепить оленя в качестве северного животного на занятиях соответствующей тематики.
Подробнее: олень из пластилина
Мишка из пластилина
Медведь из пластилина поэтапно для детей. Простой способ лепки мишки показан в подробных фото шаг за шагом. Легкая пластилиновая поделка.
Подробнее: медведь из пластилина
Собачка из пластилина и природного материала
Лепить из пластилина – очень легко и весело! Ведь в итоге можно получить замечательную плоскую или объемную поделку. Еще лучший вариант — сочетать пластилин с природными материалами, например, каштанами, шишками, желудями.
Подробнее: собака из пластилина и каштанов
Красивая овечка
Овечка из пластилина пошагово. Интересный вариант лепки овцы из черного и белого пластилина. Простая поделка для детского творчества.
Подробнее: овечка из пластилина
Рыжая пластилиновая лисичка
Хитрая лиса является персонажем многих сказок. Но везде она, как правило, оказывается вовсе не самой умной и находчивой. Лиса из пластилина может стать героиней вашей личной сказки.
Подробнее: лиса из пластилина
Поделки из пластилина — львенок
Симпатичный лев из пластилина своими руками. Подробное описание этапов лепки с фото. Простая идея для детей.
Продолжение следует…
Лепка для детей дошкольного возраста
Чем старше становится малыш, тем более сложными становятся его поделки. Для изготовления следующих поделок потребуется:
- пластилин;
- доска для лепки;
- зубочистки или спички.
Неплохим вариантом для детей дошкольного возраста станет лепка цветов. Это не только развивает эстетический вкус, но и дает ребенку подсказку для самодельного подарка маме или бабушке.
Калла
Понадобится раскатанный в стебель-полоску кусочек зеленого пластилина, более утолщенный кусочек желтого (для тычинки) жгутика и плоский лепесток белого или розового цвета. Для самого лепестка надо скатать шарик и кончиками пальцев сжать одну сторону и вытянуть, чтобы получилась капелька. После её надо хорошо размять, благодаря чему получится лепесток. Кладем внутрь желтую короткую “колбаску” и прикрепляем снизу стебель. Вместо него можно раскатать листик из зеленого шарика и зубочисткой прорисовать на нем жилки.
Роза
Цветок можно сделать разными способами, но самым легким для малыша будет следующий: вновь раскатываем “колбаску” того цвета, каким хотим сделать саму розу. После выпуклый материал кладем на доску и аккуратно равномерно придавливаем, получая липкую ленточку. Её следует скрутить, как улитку. Сделать пару зеленых капель-листьев, — и роза готова.
Ромашка
Излюбленный летний цветок делается с помощью слегка приплюснутого желтого шарика, белых “капелек” и стебелька с листьями. Листья ребенок может сделать на своё усмотрение: длинными и гладкими, широкими и с шипами, с рисунком жилок и без.
Поделки в школу
В школе дети начинают изучать уже другие материалы, такие как глина и соленое тесто. С пластилином делают ещё более масштабные и интересные вещи.
Картина из пластилиновых шариков
Для этого понадобятся: 1. Пластилин. 2. Фоторамка с безопасным стеклом. 3. Нестирающийся фломастер. 4. Векторный (состоящий из простых полос) черно-белый рисунок.
Рисунок прикладывается к стеклу и по контуру срисовывается. Пока сохнет фломастер, начинаем готовить материал для картины: из маленьких кусочков необходимых цветов делаем как можно больше шариков. Чем меньше шарики — тем красивее выглядит результат. В этом деле могут помочь родители или старшие браться и сестры. После подготовки заполняйте контуры шариками. Конечный результат закрепите в рамке и украсьте им видное место, чтобы дитя гордилось результатом.
Фонтан
Понадобятся следующие материалы:
- Пластилин.
- Плотный картон.
- Две круглые чаши или тарелки разного размера.
Из картона по форме вырежьте два круга — они будут основой фонтана. Затем из понравившихся цветов смастерите ножку, поставьте на неё большой круг и оформите по краям мягкой глиной. Сверху сделайте бортик, внутрь тонким слоем положите голубой материал. На вторую ножку поместите круг поменьше и проделайте те же действия. Особо старательные могут украсить верхушку человечком или букетом.
Птицы зимой: лесной доктор
Дятла называют «лесной доктор». Он не только очень красивая птичка, но и очень полезная. Знаешь, почему? Кого он лечит в лесу?
У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. Вот какой клюв (покажите на фото)!
А еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели. (Покажите ребенку палочку, полоску бумаги или карандаш длиной 13-15 см и скажите, что именно такой длины язык дятлов и вот как далеко они могут высунуть его, чтобы достать насекомых из-под коры). А у нас с Вами так далеко высунуть язык не получается!
Когда дятел долбит клювом деревья, он упирается на свой хвост. И поэтому хвост у него очень сильный.
Ход мастер-класса:
1.Теоретическая часть:
Добрый вечер, уважаемые родители, спасибо вам, что почтили нас своим присутствием. Мы пригласили вас для того, чтобы вместе провести этот зимний вечер. Сегодня мы попробуем воссоздать ту атмосферу любви, доброты и дружбы, которая так необходима в каждом доме и каждой семье.
Сегодня я вам предлагаю поближе познакомиться с волшебным художественным средством. Это пластилин.
У кого дома есть пластилин?
Когда последний раз ребенок лепил из пластилина?
Да, лепить из пластилина фигурки и предметы для наших детей ещё очень сложно. Но это не означает, что давать пластилин малышу рано.
Игры с пластилином хорошо развивают мелкую моторику.
Уважаемые родители! Не бойтесь беспорядка в доме. Дети вырастают быстро, не упустите возможности пообщаться с детьми. Давайте детям пластилин, садитесь вместе с ними и… лепите! Вы получите огромное наслаждение, даже побываете в детстве. Вы увидите столько радости в глазах ребенка!
2. Практическая часть
Для игры с пластилином приобретите пластиковые салфетки.
Перед лепкой пластилин разомнём своими руками. Много пластилина сразу не давайте. Возьмём один брусок для себя и один для малыша.
Сначала научим ребёнка отрывать небольшие кусочки пластилина от большого. Для этого раскатываем брусок в тонкую палочку-колбаску.
Пусть маленькие кусочки будут камешки для аквариума. Камешки, ребёнок может положить, а может прилеплять, прижимая маленький кусочек.
А теперь ребёнок раскатывает колбаски из небольших кусочков между ладонями прямыми движениями или ладошкой по столу.
Можно из тоненьких колбасок слепить травку-водоросли. Вылепленную колбаску сложить пополам и прижать к картону.
После колбасок можно научиться катать шарики. Для этого надо небольшой кусочек пластилина раскатать круговыми движениями рук. Показать малышу, как это делать. Если не получается, то пусть катает готовые шарики. А затем пробует сам раскатывать.
Размягчённый пластилиннанесите на картонку и вместе с ребенком вставляйте мелкие предметы:
Украсим аквариум камешками, которые мы слепим с помощью пластилина.
Сделаем зелёную травку -растительность на дне аквариума
Травка может быть и длинная и короткая, затем прилепим наши камешки из пластилина. Ну вот наши домики (аквариумы) для рыбок готовы
В: предлагает положить пластилин и выполнить гимнастику. «Любимые животные»
Ну а теперь мы запустим в наши аквариумы рыбок, осьминожка
Для этого мы возьмем цветной пластилин (на выбор) и сделаем рыбок
Во время выполнения работы звучит шум воды, в процессе лепки детьми рыб воспитатель оказывает индивидуальную помощь, задает наводящие вопросы.
— На какую форму похоже тело рыб? (овал, круг)
— Какие разные бывают рыбки? (большими и маленькими, разного цвета, они могут плавать в разных направлениях).
Ну вот и рыбки наши готовы!
3. Заключительная часть — итог мастер-класса
Подведём итог нашей встречи.
Появилось ли у вас желание проводить время с ребёнком за занятием пластилином?
Упражнение «Подарок».
Раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.
Задание — нарисуйте или напишите что-либо приятное в наш адрес или в адрес родителей на память о сегодняшней встрече и подарите адресату.
Благодарю вас за участие, надеюсь, что вы узнали много интересного, а главное, у вас появилось желание проводить время с ребенком с пользой для него.
Желаю удачи!
После занятий
Старайтесь заканчивать занятия до того, как ребенок устанет и полностью потеряет интерес. Когда ваш малыш уже бежит из-за стола, не задерживайте его, не простите доделать начатое.
Старайтесь убирать то, что слепил ребенок так, чтобы он этого не видел. Самые удачные творения можете подсушить и оставить на память. Тесто подсохнет и станет твердым. После можно его подкрасить красками, мы использовали обычную гуашь.
В третьей части продолжим пластилиновое творчество и будем делать картины и удивительные поделки.
Надеюсь статья была вам полезной, лепите и будьте счастливы!
Искренне, Юлия Полонская